Бакалавриат
2024/2025



Эволюционная психология
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Котов Алексей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Главный вопрос курса «Эволюционная психология»: что делает познание у человека уникальным и непохожим на познание у животных? Особенности познания у человека сформировались как в ходе эволюционного развития, так и в ходе развития культуры. В ходе курса слушатели познакомятся с современными теориями биологической и культурной эволюции познания и экспериментальными методами изучения развития когнитивных функций. Особенное внимание в курсе будет уделено сравнению познавательных функций у животных с формированием познавательных функций у человека в ходе когнитивного развития. Познание в курсе будет рассмотрено, как со стороны понимания человеком и животными физического мира (например, восприятие объектов, понимание каузальных отношений, формирование понятий), так и понимания социального мира (например, восприятие интенциональности, theory of mind, организация совместных действий).
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Эволюционная психология» являются: приобретение знаний в области эволюционной психологии.
Планируемые результаты обучения
- Понимает и определяет основные закономерности восприятия численности
- Понимает и определяет основные закономерности использования орудий
- Понимает и определяет основные закономерности социального познания
- Понимает и определяет основные закономерности эволюции коммуникации
- Понимает и определяет основные закономерности эволюции понимания и восприятия пространства
- Понимает и определяет основные направления эволюционной психологии
Содержание учебной дисциплины
- Введение: история эволюционной психологии
- Познание физического мира: восприятие пространства
- Использование орудий
- Понимание численности
- Интенциональность и социальное познание
- Коммуникация, язык и познание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Barner D., Baron A. S. (ed.). Core knowledge and conceptual change. – Oxford University Press, 2016.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Spelke, E. S., & Kinzler, K. D. (2007). Core knowledge. Developmental Science, 10(1), 89–96. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2007.00569.x
- Tomasello M, K. Abbot-smith, Stefan Th. Gries, Anatol Stefanowitsch, & Corpora Cognitive. (n.d.). 2003 Constructing a Language: A Usage-based Theory of Language Acquisition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5E1CE8C5