• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2024/2025

Аспирантский семинар

Статус: Курс обязательный
Направление: 00.00.00. Аспирантура
Когда читается: 3-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины аспиранты систематизируют свои знания и компетенции в области планирования исследования (разработки его дизайна), сбора эмпирических данных, их первичной обработки и систематизации, анализа и интерпретации. Особое внимание уделяется типичным ошибкам, возникающим на всех этапах исследования. Курс предназначен для получения комплексного понимания относительно нормативных требований и методологии диссертационного исследования. В ходе освоения дисциплины аспиранты смогут финализировать работу над диссертационным исследованием, подготовиться к процедуре предзащиты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины - систематизация знаний и компетенций в области планирования и проведения научного исследования на всех его ключевых этапах: планирования, сбора данных, первичной обработки и интерпретации результатов
  • Изучить нормативные требования, траекторию и алгоритмы подготовки диссертационного исследования
  • Овладеть методологией диссертационного исследования
  • Сформировать навыки презентации результатов диссертационного исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет создавать исследовательский инструментарий с учетом поставленных исследовательских задач
  • умеет собирать данные для анализа
  • Уметь выбирать теоретическую рамку исследования, разрабатывать методологию и проводить полевое исследование
  • Знает основные виды исследовательского дизайна, особенности качественных и количественных, а также смешанных исследовательских дизайнов
  • Умеет создавать и обосновывать исследовательский дизайн под конкретную исследовательскую задачу
  • Умеет собирать, обработать и анализировать данные, необходимые для решения исследовательских задач
  • Знает основные подходы к анализу и интерпретации полученных данных
  • Знает требования к подготовке и оформлению диссертационного исследования, а также процедуры его представления и защиты
  • Систематизирует, обобщает и анализирует различные виды данных в процессе выполнения диссертационного исследования
  • Определяет траекторию и алгоритмы подготовки диссертационного исследования согласно нормативным требованиям
  • Выстраивает методологию собственного диссертационного исследования
  • Презентует результаты диссертационного исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Дизайн исследования: структура, основные требования, типичные ошибки
  • Исследовательский инструментарий: виды, требования, типичные ошибки
  • Полевой этап исследования: требования и типичные ошибки
  • Анализ и интерпретация данных исследования: виды, методы, типичные ошибки
  • Стандартизация диссертационного исследования
  • Диссертационное исследование: нормативные требования, траектория и алгоритмы подготовки
  • Методология диссертационного исследования
  • Презентация результатов диссертационного исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Оценивается активность аспирантов на семинарских занятиях, качество их работы с теоретическим материалом и источниками научной информации, включённость в дискуссии, стремление разобраться в проблеме и материале, владение терминологическим аппаратом и способность ориентироваться в обсуждаемой проблематике, подготовка сообщений и презентаций о теоретических подходах и концепциях.
  • неблокирующий Исследовательский отчёт
    Необходимо составить исследовательский дизайн в соответствии с темой НКР, а также, по возможности, результаты обработки и интерпретации полученных эмпирических и теоретических данных
  • неблокирующий Презентация методологии диссертационного исследования
    Аспиранты работают индивидуально. Им необходимо представить основные элементы научного исследования применительно к собственной диссертационной работе. Время для выступления – 15-20 минут.
  • неблокирующий Пре-предзащита диссертационного исследования
    Аспиранты работают индивидуально. Им предстоит пройти пре-предзащиту диссертации, публично представив результаты исследования. Время для выступления – 15-20 минут. Тайминг всей процедуры – 60-80 минут.
  • неблокирующий Посещаемость
    Посещаемость непосредственным образом коррелирует с системностью работы аспирантов на семинарах – их активностью, включенностью в процесс.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd semester
    0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.6 * Исследовательский отчёт + 0.6 * Исследовательский отчёт
  • 2024/2025 1st semester
    0.3 * Посещаемость + 0.3 * Посещаемость + 0.4 * Пре-предзащита диссертационного исследования + 0.4 * Пре-предзащита диссертационного исследования + 0.3 * Презентация методологии диссертационного исследования + 0.3 * Презентация методологии диссертационного исследования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bryman, A., & Burgess, R. G. (1994). Analyzing Qualitative Data. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=72371
  • Fabbris, L., & Davino, C. (2013). Survey Data Collection and Integration. Springer.
  • Geoffrey R. Marczyk, David DeMatteo, & David Festinger. (2005). Essentials of Research Design and Methodology. Wiley.
  • Hamed Alavi, & Patrycja Hąbek. (2016). Addressing Research Design Problem in Mixed Methods Research. Management Systems in Production Engineering, 1(21), 62–66. https://doi.org/10.12914/MSPE-10-01-2016
  • Schoonenboom, J. (Department of E. F. of P. and E. U. of V., Johnson, R. B. (Department of P. S. U. of S. A., & R. Burke Johnson. (2017). How to Construct a Mixed Methods Research Design. https://doi.org/10.1007/s11577-017-0454-1
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки, Эко, У., 2003
  • Как собрать данные в полевом качественном исследовании / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-2086-4 - Ваньке А. В., Полухина Е. В., Стрельникова А. В. - 2021 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372228 - 372228 - iBOOKS
  • Практики анализа качественных данных в социальных науках : учебное пособие, , 2023
  • Радаев, В. В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В. В. Радаев. - 2-е изд. - Москва : Изд. дом ВШЭ, 2019. - 204 с. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2017208

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Roger Tourangeau, & Tom W. Smith. (1996). Asking sensitive questions: The impact of data collection mode, question format, and question context. Public Opinion Quarterly. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DC3DBAA
  • Schenker, J. D., & Rumrill, J. . P. D. (2004). Causal-comparative research designs. Journal of Vocational Rehabilitation, 21(3), 117–121. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=16012317
  • Vogt, W. P., Gardner, D. C., & Haeffele, L. M. (2012). When to Use What Research Design. New York: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=439278
  • Wetcher-Hendricks, D. (2011). Analyzing Quantitative Data : An Introduction for Social Researchers. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=690491
  • Кожемякин, Е. А. Основы теории коммуникации : учебное пособие / Е.А. Кожемякин. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 189 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/993. - ISBN 978-5-16-006584-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1930711

Авторы

  • Федорова Ксения Александровна
  • Добромыслова Ксения Олеговна
  • Ефанов Александр Александрович
  • Кожемякин Евгений Александрович