Бакалавриат
2024/2025




Психология медиавоздействия
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Антонова Наталья Викторовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина предназначена для студентов, которые интересуются и хотят в дальнейшем работать в области медиавоздействия, психологической экспертизы продуктов медиа, разработки и экспертизы рекламы, PR сопровождения бизнеса или политических кампаний. В процессе обучения студенты освоят основные технологии психологического анализа и экспертизы медиапродуктов, научатся идентифицировать и управлять процессом медиавоздействия. Особое внимание в курсе уделено технологии факт-чекинга и идентификации фейковой информации в медиа.
Цель освоения дисциплины
- 1. . Знание психологических механизмов, эффектов, закономерностей и методов воздействия медиа на аудиторию и на общество в целом.
- 2. Умение анализировать, оценивать, проводить экспертизу продуктов медиа с точки зрения механизмов и методов воздействия; умение оценивать продукт медиа с точки зрения конструктивного или деструктивного воздействия на психику, личность, группы, общество.
Планируемые результаты обучения
- Анализировать особенности медиавоздействия, сравнивать воздействия медиа с другими видами воздействия
- Проводить экспертизу медиапродукта, анализировать механизмы и методы воздействия, которые в нем используются
- Анализировать эффекты воздействия медиа на индивидуальном и общественном уровне.
- Анализировать манипулятивные приемы и техники, используемые в медиапродукте.
- Применять техники факт-чекинга и другие приемы защиты от манипулятивного воздействия.
- Выстраивать стратегию медиаповедения и разрабатывать план построения персонального бренда в медиа.
- Проводить экспертизу медиапродукта с точки зрения его психологической безопасности.
- Консультировать и давать рекомендации по эффективному и безопасному применению медиавоздействия и медиаповедению.
Содержание учебной дисциплины
- Медиапсихология: предметная область, цели, задачи, исследования.
- Механизмы и эффекты медиавоздействия.
- Технология манипуляции в медиа.
- Информационно-психологическая война и способы защиты от нее.
- Медиаповедение. Медийный имидж.
Элементы контроля
- Активность на занятияхОценивается выполнение заданий студентами на семинарский занятиях.
- Итоговый тестТест по материалам курса включает 40 вопросов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
- Психология массовых коммуникаций : учебник и практикум для академического бакалавриата, Антонова, Н. В., 2015
Рекомендуемая дополнительная литература
- Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита, Доценко, Е. Л., 2003
- Психология массовой коммуникации : учебник для вузов, Алалыкина, Н. Н., 2008
- Социальная психология массовой коммуникации : учеб. пособие для вузов, Богомолова, Н. Н., 2010