Бакалавриат
2024/2025




Управление инновационной деятельностью
Статус:
Курс по выбору (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Учебный курс направлен на усвоение основных понятий современной теории инновационного развития, объяснение истоков, роли и места инноваций в системе факторов социально-экономической динамики на основе альтернативных теоретических подходов, изучение структуры инновационной сферы, состава и функций основных субъектов науки и инноваций в РФ и развитых странах, с определением общих и особенных характеристик национальной инновационной системы РФ, направлений её развития в процессе реализации социально-экономических целей страны. Курс способствует формированию системного владения комплексом современных научных знаний для управленческой работы в инновационной сфере, а также – развитию навыков аналитической и научно-исследовательской работы, подготовке решений в области публичного управления научной и инновационной деятельностью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; изучению структуры инновационной сферы, состава и функций основных субъектов науки и инноваций в РФ и развитых странах, выделению общих и особенных характеристик национальной инновационной системы РФ; освоению основ цифровизации, использования искусственного интеллекта в сферах, связанных с деятельностью государственных структур, получению знаний по финансовой грамотности и безопасности. В курсе отражены основные проблемы построения экономики знаний, постиндустриального уровня, опыта государственного регулирования инновационной экономики в разных странах. Дается представление о структурных реформах государственного управления в сфере науки, образования и инноваций в Российской Федерации.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины являются обеспечение студента конкретными знаниями, умениями и навыками, позволяющими анализировать процессы развития науки, техники и инноваций, оценивать экономические ресурсы развития научного потенциала, оперировать понятиями механизмов и инструментов регулирования инновационной деятельности, формулировать, оценивать возможные последствия проведения мероприятия государственной политики в области инноваций. Курс обеспечивает слушателя теоретическими знаниями, необходимыми для комплексного анализа состояния и перспектив развития национальных инновационных систем и оценки позиций Российской Федерации в глобальной системе инноваций.
- В результате освоения дисциплины студент должен: знать: основы теории и наиболее актуальные проблемы управления инновациями, включая механизмы формирования государственной политики в сфере науки и инноваций; общие представления об особенностях инновационной деятельности, мотивации лиц, ответственных за принятие решений, организационную, дисциплинарную и управленческую структуру НИС, основные тенденции в развитии инновационного потенциала Российской Федерации;
- уметь: сформировать систему показателей, характеризующих инновационный объект на уровне федерального, регионального и местного органа управления, соответствующую задачам принятия управленческих решений; диагностировать и сформулировать проблему в терминах основных понятий теории управления инновациями, требующую принятия решений, построить совокупность задач, соответствующих ее решению, выбрать адекватные механизмы реализации решений; выбрать и применить аналитические методы, адекватные поставленным управленческим целям; выбрать объекты мониторинга, обеспечивающие оценку хода реализации инновационного решения;
- владеть навыками: анализа нормативных правовых актов Российской Федерации и практики подготовки государственных решений в области управления наукой и инновациями; экспертно-диагностической оценки различных аспектов деятельности научных и исследовательских организаций, а также - законодательных инициатив в управлении инновациями; разработки рекомендаций по совершенствованию организационной и управленческой деятельности по внедрению инновационного результата.
- Изучение данной дисциплины базируется на следующих: •Теория и механизмы государственного управления •Экономика общественного сектора
Планируемые результаты обучения
- В результате освоения дисциплины студент должен: знать: основы теории и наиболее актуальные проблемы управления инновациями, включая механизмы формирования государственной политики в сфере науки и инноваций; общие представления об особенностях инновационной деятельности, мотивации лиц, ответственных за принятие решений, организационную, дисциплинарную и управленческую структуру НИС, основные тенденции в развитии инновационного потенциала Российской Федерации;
- владеть навыками: анализа нормативных правовых актов Российской Федерации и практики подготовки государственных решений в области управления наукой и инновациями; экспертно-диагностической оценки различных аспектов деятельности научных и исследовательских организаций, а также - законодательных инициатив в управлении инновациями; разработки рекомендаций по совершенствованию организационной и управленческой деятельности по внедрению инновационного результата.
- выбрать и применить аналитические методы, адекватные поставленным управленческим целям; выбрать объекты мониторинга, обеспечивающие оценку хода реализации инновационного решения;
- уметь: сформировать систему показателей, характеризующих инновационный объект на уровне федерального, регионального и местного органа управления, соответствующую задачам принятия управленческих решений; диагностировать и сформулировать проблему в терминах основных понятий теории управления инновациями, требующую принятия решений, построить совокупность задач, соответствующих ее решению, выбрать адекватные механизмы реализации решений;
Содержание учебной дисциплины
- Инновации и инновационная деятельность.
- Бизнес как ведущий субъект инновационной деятельности.
- Национальная инновационная система
- Технологические платформы
- Инновационная политика как основной элемент системы стратегического управления социально-экономическим развитием.
- Экономические аспекты и модели инновационной деятельности.
- Искусственный интеллект в бизнесе и административной сфере.
- Платформизация экономики
- Инновационный менеджмент
- Источники финансирования науки и инновационного бизнеса
- Недостатки существующих моделей взаимодействии науки, бизнеса и государства.
- Цифровизация государственных институтов и внедрение цифровых инструментов.
- Социальные инновации
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.5 * Аудиторная и самостоятельная работа + 0.5 * Итоговый тест полученных знаний
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Государство, наука и бизнес в инновационной системе России, Дежина, И. Г., 2008
- Основные факторы развития национальной инновационной системы : уроки для России, Голиченко, О. Г., 2011
- Россия: инновации и развитие, Фонотов, А. Г., 2010
- Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, проц..., Шумпетер, Й., 1982
Рекомендуемая дополнительная литература
- Индикаторы науки: 2013 : стат. сб., Белоусова, В. Ю., 2013