• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Экономическая психология

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Экономисты считают, что люди должны поступать в соответствии с собственными интересами и совершать наиболее оптимальный выбор между альтернативами, который позволит им максимизировать собственную выгоду. Но каждый из нас время от времени ведет себя отнюдь нерационально. Например, мы берем кредит на свадьбу или выполняем какую-то работу бесплатно и даже в ущерб личному времени. Курс экономической психологии приоткрывает завесу над непоследовательностью поступков людей. В рамках курса мы будем анализировать поведение людей в разных экономических ситуациях и объяснять его, применяя социально-психологические теории. Мы поговорим о том, как дети начинают понимать экономический мир; узнаем, почему с ростом дохода человек не становится более счастливым; разберемся в причинах стремления людей к обладанию дорогостоящими вещами. Мы рассмотрим значение работы в жизни каждого из нас и обсудим, почему некоторые люди стремятся открыть свой бизнес, в то время как другие предпочитают работать по найму. Мы узнаем, как люди принимают экономические решения, как ведут себя во время покупки тех или иных вещей, и какое воздействие на наше экономическое поведение оказывает реклама.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов знаний о предмете экономической психологии, основных направлениях экономической психологии, возможностях практического приложения данных экономической психологии;
  • Анализ психолого-экономических ситуаций и взаимодействий;
  • Формирование опыта применения знаний и умений, составляющих содержание дисциплины, к анализу психолого-экономических ситуаций и взаимодействий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен анализировать трудовую активность личности (в том числе волонтерскую активность) с помощью известных теорий мотивации, аргументированно объяснять взаимосвязи между мотивацией труда и условиями труда
  • Способен анализировать, верифицировать, оценивать информацию о причинах бедности и богатства; понимать установки бедных людей и прогнозировать их поведение
  • Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации при рассмотрении кейсов о потребительском поведении
  • Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию в сфере экономической социализации
  • Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), свои идеи, точку зрения в сфере монетарного поведения личности.
  • Способен к самостоятельному объяснению уклонению от налогов различных категорий граждан, пониманию психологической мотивации предпринимателя (в том числе и социального предпринимателя).
  • Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования причин безработицы
  • Способен оценивать и перерабатывать освоенные научные методы оценки психологической эффективности рекламы
  • Способен пользоваться предложенными концепциями, моделями для объяснения психологии потребления предметов первой необходимости и предметов роскоши.
  • Способен сравнивать и различать концепции и модели экономической психологии
  • Студент будет способен воспроизводить основные этапы развития экономической психологии, ключевые теории и исследования, влияние когнитивных и социальных факторов на экономическое поведение, а также применять методы анализа психологических аспектов потребления, инвестиций и труда.
  • В результате прослушивания этой лекции студент будет способен воспроизводить ключевые идеи о сложности экономики и причинах ее трудного понимания для обывателей, а также анализировать расхождения между повседневными представлениями о макроэкономике и профессиональными экономическими знаниями.
  • Студент будет способен воспроизводить ключевые идеи о сакральном и профанном значении денег, объяснять их роль в формировании ценностей и социальной структуры, а также описывать, как деньги служат средством борьбы с экзистенциальной тревогой, создавая ощущение контроля и стабильности.
  • Студент будет способен воспроизводить основные средовые и личностные предикторы склонности к коррупции, описывать ключевые модели и концептуальные рамки, такие как вера в справедливый мир и теория социального доминирования, а также объяснять их влияние на формирование и оправдание коррупционного поведения.
  • Студент будет способен воспроизводить основные теории и эмпирические данные о влиянии экономических факторов на удовлетворённость жизнью и эмоциональное благополучие, анализировать роль дохода, финансовой стабильности и экономического неравенства в формировании субъективного благополучия, а также объяснять психологические механизмы восприятия материального достатка, эффект адаптации к доходу и влияние экономической нестабильности на эмоциональное состояние.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 4: Психология коррупции
  • Тема 5. Удовлетворенность жизнью и эмоциональное благополучие: роль экономических факторов
  • Тема 3. Психологическое значение денег
  • Тема 1. Введение в экономическую психологию: история и предметная область
  • Тема 2. В рамках второй лекции рассматриваются вопросы понимания экономики обывателем
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест - 25 вопросов с 4 психосемантически равноудаленными вариантами ответов
  • неблокирующий Активность на семинарских и лекционных занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.7 * Активность на семинарских и лекционных занятиях + 0.3 * Тест - 25 вопросов с 4 психосемантически равноудаленными вариантами ответов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Economic psychology, , 2018
  • Raaij, W. F. V. (1999). Economic Psychology Between Psychology and Economics: An Introduction. Applied Psychology: An International Review, 48(3), 263–272. https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.1999.tb00001.x
  • The psychology of money, Furnham, A., 1998
  • Экономическая психология : учеб. пособие для вузов, Дейнека, О. С., 2000
  • Экономическая психология. Социокультурный подход, Андреева И.В., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Warneryd, K.-E. (1999). The Role of Macroeconomic Psychology. Applied Psychology: An International Review, 48(3), 273–296. https://doi.org/10.1080/026999499377484

Авторы

  • Чеклина Екатерина Михайловна
  • Корягина Наталья Александровна
  • Ефремова Мария Викторовна
  • Максименко Александр Александрович