Бакалавриат
2024/2025





Медиапсихология и трансформация аудитории СМИ
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Изменение парадигмы восприятия современных медиа аудиторией за последние 15 лет стали предметом пристального интереса ученых и медиапрактиков. Предлагаемый курс познакомит студентов с изменеиями в психологии медиапотребителей, основными тенденциями в изменениях медиапредпочтений и моделей поведения целевой аудитории применительно к различным медиа
Цель освоения дисциплины
- Сформировать системное видение психологии медиапотребления и ключевых аспектов феномена аудитории СМИ.
- Изучить инструменты системного анализа ключевых аспектов феномена аудитории СМИ.
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводит ключевые понятия курса
- Интерпретирует ключевые понятия курса
- Перечисляет различия в подходах к исследованию медиапсихологических проблем
- Воспроизводит ключевые аудиторные показатели в исследованиях СМИ
- Перечисляет методы исследований аудитории СМИ
- Обсуждает концептуальные различия между понятиями “толпа”, “масса”, “общество потребления”, “общество впечатлений”
- Классифицирует мотивы медиапотребления с учётом вариативных факторов
- Иллюстрирует действие различных субмодальностей с привлечением медиатекстов
- Анализирует влияние медиатекста с применением психологических детерминант
- Оценивает применимость тех или иных психологических инструментов для осуществления влияния при создании медиатекста
- Рассуждает о тенденциях в трансформации аудитории СМИ с социологической, культурологической, социально-философской и собственно психологической точек зрения
- Проектирует комплекс мер для оказания психологического влияния посредством медиатекста
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Медиапсихология как научная дисциплина.
- Основные теоретические подходы к исследованию проблем медиапсихологии
- От толпы к аудитории: генезис понятий в контексте исследования детерминант трансформации аудитории СМИ
- Мотивационная структура медиапотребления
- Психология восприятия медиаконтента
- Исследования аудитории и медиапотребления. Аудиторные показатели: подходы к психологической интерпретации
Элементы контроля
- Активность
- Практическое заданияГрупповое выступление по результатам выполнения домашнего либо аудиторного задания / индивидуальное выступление / выполнение письменного / устного задания преподавателя.
- ТестированиеДанный элемент контроля предполагает выполнение тестов, заранее сформированных в системе SmartLMS. Оценивание производится автоматически.
- Критическое чтениеЭлемент контроля повышенной сложности. Выполнение – факультативно, на усмотрение студента. Проводится в письменной форме. Выполняется в течение всего курса. Письменная рефлексия по прочитанным текстам в программе Perusall. Задание повышенной сложности.
- Итоговый проектЭлемент контроля проводится в устной форме с использованием мультимедийной поддержки выступления исключительно в групповом формате. Подготовка итоговых проектов производится на протяжении всего курса, защита итоговых проектов – на последних семинарских занятиях курса. При подготовке итогового проекта допускается кластерное использование генеративных технологий со следующими целями: для поиска идей, улучшения качества мультимедийной поддержки, поиска релевантной литературы и источников, оформления и структурирования текста. Запрещено использовать сплошным образом для больших фрагментов проекта, без предъявления признаков самостоятельно выполненной работы. Все члены команды получают одинаковую итоговую оценку за проект.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.1 * Активность + 0.3 * Итоговый проект + 0.2 * Критическое чтение + 0.2 * Практическое задания + 0.2 * Тестирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Медиапсихология : основные принципы, Винтерхофф - Шпурк, П., 2016
- Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
- Психология журналистики : учеб. пособие, Олешко, В. Ф., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Психология телевизионной коммуникации : учеб. пособие для вузов, Матвеева, Л. В., 2004