Бакалавриат
2024/2025![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Городское детство
Статус:
Курс по выбору (Городское планирование)
Направление:
07.03.04. Градостроительство
Кто читает:
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского
Где читается:
Факультет городского и регионального развития
Когда читается:
5-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Развитие многих городов России находится на той стадии, когда у управленческого аппарата, городских планировщиков, архитекторов, девелоперов и исследователей города уже появилась возможность осмыслять опыт жизни в городе не только горожан в целом, но и отдельных, особенно уязвимых групп жителей. Курс предлагает рассмотреть различные процессы, связанные с самоощущением себя в городе, социализацией, интеграцией в город, реализацией права на город детей и подростков, ролью городского пространства в развитии автономии и благополучия жителей города в процессе взросления. В ходе курса будут определены понятия “ребенок” и “подросток”, способы, тактики и стратегии освоения городского пространства детьми и подростками, особенности родительского лицензирования детских независимых перемещений, проблемы доступности тех или иных инфраструктурных объектов для детей и подростков, влияния города на психологическое состояние детей и подростков, возможности взаимодействия городских властей с детьми и подростками, когда речь идет о развитии территорий.
Цель освоения дисциплины
- Студенты умеют использовать знания о возрастной психологии при работе с городскими объектами и при проектировании градостроительных решений
- Студенты разрабатывают городские территория и конкретные объекты с учетом особенностей и потребностей разновозрастной аудитории
- Студенты анализируют возможности и ограничения детской и подростковой аудитории разных возрастов для использования проектируемых городских объектов и градостроительных решений
- Студенты понимают специфические потребности и запросы специфической группы горожан - дети и подростки, и учитывают их при работе с территорией.
- Студенты понимают специфику понятия “право на город” применительно к детскому и подростковому возрастам. Учитывают это при работе с территорией, где представлены разнообразные возрастные и социальные группы
- Студенты применяют свои знания в области методов изучения поведения горожан (наблюдение, ментальное картографирование, интервью, опросы, action research, ГИС-анализ, go-along и др.), адаптируя их под задачи, связанные с детским и подростковым населением городов
- Студенты критически оценивают ситуацию, выявляют проблемы и понимают, как их решить, с учётом полученных знаний
Планируемые результаты обучения
- Уметь аргументированно высказывать собственное мнение в ходе общего обсуждения.
- Уметь использовать информацию, полученную в ходе занятия, в своей проектной и исследовательской деятельности.
- Умеет выявлять возрастную и иные специфики детей и подростков для дальнейшей практической работы с этой категорией горожан.
- Уметь интерпретировать детское и подростковое пространственное поведение в контексте проектной работы с этими категориями горожан.
- Уметь формулировать корректные задачи для проектирования городских объектов и территорий в интересах детей и подростков.
Содержание учебной дисциплины
- Детство как феномен. Возрастная специфика освоения городского пространства
- Город и ребенок - право на город, контроль/избегание контроля
- Независимая мобильность. Родительское лицензирование
- Городские пространств для детей и их дифференциация. Подростки глазами различных различных городских акторов.
- Поведение ребенка в городе: одобряемые практики и и асоциальное поведение
- Городская среда и партисипация
Элементы контроля
- Активность на занятиях: выступления по прочитанным статьямПеред каждым занятием студентам будет высылаться подборка тематических статей, которые будут обсуждаться на семинарах. Студентам рекомендовано объединяться в группы для изучения одной статьи из подборки и затем делать групповое выступление с изложением ключевых тезисов статьи и вынесением вопросов по материалам статьи на общую дискуссию. Участие студентов в данной активности будет оцениваться по критерию 1/0.
- Домашнее задание 1. Автоэтнографическое эссеСтруктура автоэтнографического эссе: 1) постановка проблемы: нестыковки запроса ребенка и предложений среды, несовпадение, встроенный конфликт; 2) возраст, возрастные задачи, 3) локация, ее особенности, функции территории (и ее предложения): зонирование, практики, количество людей, половозрастной состав, инфраструктура, шум; 4) предложения, рекомендации Объем: до 3 стр.
- Домашнее задание 2. Групповой проектГрупповой проект: маленький компактный эмпирический проект с использованием какого-то метода (интервью, наблюдение, автоэтнография, опрос и пр.). Маленький пилот какого-то проекта. Важнейшая часть - проблематизация - выделение и постановка научной проблемы / исследовательского вопроса / практической проблемы. Презентация на последнем занятии всей группой.
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.3 * Активность на занятиях: выступления по прочитанным статьям + 0.2 * Домашнее задание 1. Автоэтнографическое эссе + 0.4 * Домашнее задание 2. Групповой проект + 0.1 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей : монография / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко, Е. В. Сивак. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 384 с. — ISBN 978-5-7598-1986-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173413 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко, - 2-е изд. - Москва : Изд. дом ВШЭ, 2021. - 385 с. - ISBN 978-5-7598-2068-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2029777
- Психология развития, Крайг, Г., 2002
- Ребенок и общество : (историко-этногр. перспектива), Кон, И. C., 1988
- Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Уденховен, Н. Новое детство: как изменились условия и потребности жизни детей : монография / Н. Уденховен, Р. Вазир. - Москва : Университетская книга, 2020. - 200 с. - ISBN 978-5-98699-126-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1212470