Магистратура
2024/2025




Методология кросс-культурных исследований
Статус:
Курс по выбору (Прикладная социальная психология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Прикладная социальная психология
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс "Методология кросс-культурных исследований" предназначен для студентов, обучающихся на магистерской программе “Прикладная социальная психология”. Курс направлен на то, чтобы ознакомить слушателей с основными методологическими проблемами кросс-культурных исследований. В рамках курса студенты ознакомятся с вопросами, касающимися специфики планирования и проведения кросс-культурных исследований: формирование выборки, эквивалентность и систематическая ошибка (bias), проблемы перевода при использовании качественных и количественных методов, интерпретация результатов кросс-культурного исследования
Цель освоения дисциплины
- Рассмотреть основные этапы проведения кросс-культурного психологического исследования
- Сформировать у студентов компетенции, необходимые для планирования и проведения кросс-культурных исследований
Планируемые результаты обучения
- Определять основные типы кросс-культурных исследований
- Определять источники ошибок в кросс-культурных исследованиях
- Определять типы ошибок в кросс-культурных исследованиях
- Объяснять связь систематической ошибки и эквивалентности
- Использовать когнитивные интервью для адаптации теста
- Объяснять культурную специфику стилей ответов в опросах
- Объяснять логику КФА и области его применения в кросс-культурных исследованиях
- Использовать КФА для проверки конвергентной и дивергентной валидности
- Описывать уровни инвариантности
- Использовать мультигрупповой КФА для проверки инвариантности
- Объяснять преимущества структурного моделирования
- Использовать моделирование структурными уравнениями для проверки гипотез
- Использовать мультигрупповой анализ в структурном моделировании
- Проверять гипотезы о медиации и модерации
Содержание учебной дисциплины
- Введение в вопросы методологии кросс-культурных исследований. Типология кросс-культурных исследований
- Эквивалентность и систематическая ошибка
- Качественные и смешанные методы в кросс-культурных исследованиях
- Адаптация тестов. Использование когнитивного интервью при переводе и адаптации тестов
- Стили ответов при заполнении опросников представителями разных культур
- Использование конфирматорного факторного анализа (КФА) в кросс-культурных исследованиях. Симультанный КФА. Проверка конвергентной и дивергентной валидности
- Мультигрупповой КФА. Проверка инвариантности в кросс-культурных исследованиях
- Использование моделирования структурными уравнениями в кросс-культурных исследованиях
- Мультигрупповой анализ в структурном моделировании. Медиация и модерация в кросс-культурных исследованиях
Элементы контроля
- АктивностьСтуденты во время семинара принимают участие в дискуссии и выполняют задания теста
- Домашнее заданиеСтудент выбирает и выполняет одно из трех предложенных заданий
- Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bias and equivalence in cross-cultural assessment:An overview. (1997). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6EF6D868
- Breugelmans, S. M., Chasiotis, A., & Vijver, F. J. R. van de. (2011). Fundamental Questions in Cross-Cultural Psychology. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=366256
- Byrne, B. M. (2016). Structural Equation Modeling With AMOS : Basic Concepts, Applications, and Programming, Third Edition (Vol. Third edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1249128
- Cross-cultural psychology: Research and applications. (2011). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9780511974274
- Matsumoto, D. R., & Vijver, F. J. R. van de. (2011). Cross-Cultural Research Methods in Psychology. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=347841
Рекомендуемая дополнительная литература
- Benefits and challenges of qualitative methodologies in cross-cultural psychology studies. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dspace.library.uu.nl.1874.350860