• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Информационный шум. Как создают фейки

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Изучить информационный шум как явление современного медиапространства, непрерывный поток сообщений, формирующий представления человека о мире. Роль пропаганды, как инструмента управления массовым сознанием. Фейк как инструмент воздействия на сознание массовой аудитории и как элемент информационной войны. Механизмы создания и признаки фейка. Студенты разбирают кейсы с самыми громкими фейками и анализируют механизм создания фейковый информации, демонстрируют умение определять фейковую информацию и пояснять, как она функционирует.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научиться на практике в информационном поле определять информационный шум и фейки
  • Различать фейки и пропаганду
  • Получить навыки проверки информации для распознавания фейков и определять цели их создания
  • Получить представления о механизмах работы фейков, как они создаются, какие каналы распространения используются для эффективного воздействия на аудиторию
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет целевую аудиторию, на которую должны эффективно воздействовать фейки
  • Ориентируется в терминологии, дает четко сформулированные определения ключевых элементов курса
  • Распознает информационный шум и фейки, называет их признаки, цели создания
  • Ориентируется в различных инструментах воздействия на массовую аудиторию, иллюстрирует примерами, демонстрирует понимание работы инструментов
  • Определяет информационный шум и фейки, отличает их от ценной объективной информации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Коммуникации и информационный
  • Пропаганда – все так плохо?
  • Особенности массового восприятия информации
  • Упрощение и апеллирование к шаблонам массового мышления
  • Особенности инфошума
  • Инфошум и фейк – одно и то же?
  • Цели и механизмы работы фейковой информации
  • Как распространяются фейки и как их распознать
  • Защита от инфошума
  • Конспирология и критическое мышление
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
    Студент активно работает на семинарах, готовит, представляет выполненные практические задания, полученные на лекциях по теме текущего семинара, отвечает на контрольные вопросы, активно участвует в дискуссиях по предложенной теме, представляет дополнительные материалы и примеры по теме семинара.
  • неблокирующий Домашнее задание № 1
    Написать короткое эссе с примерами фейков, перечислить каналы их распространения. Определить признаки фейковой информации. Студент выполняет практическое задание в письменной форме, демонстрируя хорошее знакомство с материалом, полученным на лекциях, владеет терминологией. Правильно выбирает примеры, соответствующие теме задания.
  • неблокирующий Домашнее задание № 2
    Эссе о различиях между информационным шумом и фейками с примерами. Студент выполняет практическое задание в письменной форме, демонстрируя хорошее знакомство с материалом, полученным на лекциях, владеет терминологией. Правильно выбирает примеры, соответствующие теме задания.
  • блокирующий Домашнее задание № 3
    Эссе на выбранную тему, посвященное информационной кампании, построенной, в том числе, на фейковой информации. Студент выполняет практическое задание в письменной форме, демонстрируя хорошее знакомство с материалом, полученным на лекциях, владеет терминологией. Правильно выбирает примеры, соответствующие теме задания.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.25 * Домашнее задание № 1 + 0.25 * Домашнее задание № 2 + 0.3 * Домашнее задание № 3 + 0.2 * Работа на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 22113 - М. Ильяхов - Ясно, понятно: Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов - 9785961442434 - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22113
  • Малышева, Е. Г. Информационное телевидение : учебное пособие / Е. Г. Малышева, О. С. Рогалева. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 88 с. — ISBN 978-5-9765-4866-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/231851 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Формирование общественного мнения, Бернейс, Э., 2023

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мировой порядок, Киссинджер, Г., 2021

Авторы

  • Фролов Алексей Александрович
  • Федорова Ксения Александровна