Бакалавриат
2024/2025





Теория игр
Статус:
Курс по выбору (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент теоретической экономики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Некооперативная теория игр, изучающая стратегическое взаимодеийствие рациональных агентов, является не просто увлекательным предметом, но и, в значительноий степени, основным языком современноий микроэкономики. Теория игр играет центральную роль в теории отраслевоий организации, теории контрактов, теории корпоративных финансов и многих других областях. Область применения теории игр включает не только экономические дисциплины, но и биологию, политологию, военное дело и др. Успешное овладение базовыми понятиями и приемами анализа важно для освоения материала многих других курсов, оно также откроет новые возможности для самостоятельноий научноий работы с использованием методов теоретико-игрового анализа, а также может способствовать развитию полезного в жизни стратегического мышления. Курс является курсом по выбору для студентов бакалаврских программ «Экономика» и «Экономика и статистика». Для освоения учебноий дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • знать и уметь применять основные результаты, изученные в курсе математического анализа, включая методы оптимизации, и теории вероятностеий. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнеийшем при изучении следующих дисциплин: • микроэкономика, • теория отраслевоий организации, • теория контрактов, • экономика труда, • экономика общественного сектора.
Цель освоения дисциплины
- ознакомить слушателей с основными понятиями и результатами некооперативной теории игр
Планируемые результаты обучения
- Умение находить равновесие Байеса-Нэша.
- Умение находить равновесие Нэша, совершенное на подыграх.
- Умение находить равновесия в повторяющихся играх.
- Умение находить равновесия в сигнальных играх.
- Умение находить равновесия Нэша в играх в нормальной форме с полной информацией.
- Умение находить равновесные ставки и доход от аукциона.
- Умение находить решения, исключая доминируемые стратегии.
- Умение находить секценциальные равновесия.
- Умение представлять игры в развернутой форме как игру в нормальной форме и наоборот.
- Умение формулировать игру в развернутой форме, выделять информационные множества.
- Умение формулировать игру.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Предмет теории игр.
- Тема 2. Игры в нормальной форме.
- Тема 3. Чистые и смешанные стратегии. Понятие наилучшего ответа. Равновесие по Нэшу (в чистых и смешанных стратегиях).
- Тема 4. Игры в развернутой форме. Информационные множества. Случайные ходы.
- Тема 5. Соответствие между играми в нормальной и развернутой форме. Поведенческие и смешанные стратегии.
- Тема 6. Рафинирование равновесий Нэша. Равновесия, совершенные по подыграм. Метод обратной индукции (алгоритм Цермело-Куна). Модель торга.
- Тема 7. Повторяющиеся игры. Народные теоремы. Совершенные равновесия в бесконечно повторяющихся играх; отличие от игр, повторяющихся конечное число раз.
- Тема 8. Статические игры с неполной информацией. Понятие равновесия Байеса-Нэша.
- Тема 9. Аукционы. Основные форматы аукционов. Теорема об эквивалентности доходов.
- Тема 10. Рафинирование для игр с несовершенной/неполной информацией. Секвенциальная рациональность и веры. Секвенциальное равновесие. Совершенное байесовское равновесие.
- Тема 11. Игры с сигнализированием. Дальнейшее рафинирование: интуитивный критерий. Коммуникация (модель «пустой болтовни» Кроуфорда-Собеля).
Элементы контроля
- Домашка тигры 2
- Домашка тигры 4
- Мидтерм тигры
- Экзамен тигры
- Домашка тигры 1
- Домашка тигры 3
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.1 * Домашка тигры 1 + 0.1 * Домашка тигры 2 + 0.1 * Домашка тигры 3 + 0.1 * Домашка тигры 4 + 0.25 * Мидтерм тигры + 0.35 * Экзамен тигры
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Теория игр в общественных науках : учебник для вузов, Захаров, А. В., 2015
Рекомендуемая дополнительная литература
- A course in microeconomic theory, Kreps, D. M., 1990
- An introduction to game theory, Osborne, M. J., 2009
- Binmore, K. (2007). Playing for Real: A Text on Game Theory. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780195300574
- Drew Fudenberg, & Jean Tirole. (1991). Game Theory. The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.mtp.titles.0262061414
- Gibbons, R. (1992). Game Theory for Applied Economists. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=390677
- Martin J Osborne, & Ariel Rubinstein. (2009). A Course in Game Theory. Levine’s Bibliography. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.cla.levrem.814577000000000225
- Myerson, R. B. (1991). Game Theory : Analysis of Conflict. Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=562543