• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Нейрофизиология и психофизиология экстремальных состояний

Статус: Курс по выбору (Когнитивная нейробиология)
Направление: 06.03.01. Биология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Нейрофизиология и психофизиология экстремальных состояний» предназначен для студентов третьего курса бакалавриата по направлению «Когнитивная нейробиология», специализация "Нейрофизиология". Дисциплина направлена на изучение того, как нервная система и физиологические процессы организма реагируют на экстремальные условия, такие как стресс, опасность, высокие нагрузки и другие. Отдельный акцент внимания в рамках курсу будет сосредоточен на спортивной деятельности. В рамках курса будет рассмотрено то, как экстремальные состояния влияют на функционирование различных систем организма, включая нервную систему, сердечно-сосудистую систему и др. Исследования в этой области могут помочь понять, как человек адаптируется к экстремальным условиям и какие механизмы лежат в основе различных реакций на стресс. Программа предназначена для преподавателеий, ведущих дисциплину «Нейрофизиология и психофизиология экстремальных состояний», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательноий программе «Когнитивная неийробиология». Программа учебноий дисциплины разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; образовательноий программоий «Когнитивная неийробиология» и объединенным учебным планом по образовательноий программе «Когнитивная неийробиология». Данная учебная дисциплина включена в раздел «Вариативная часть» Учебного плана Когнитивная нейробиология и относится к вариативной профильноий части. Осваивается на 3 курсе. Изучение данноий дисциплины базируется на курсах «Анатомия и физиология человека», «Основы нейробиологии», «Моторный контроль», «Биохимия», "Нейрогуморальная регуляция". Основные положения дисциплины «Нейрофизиология и психофизиология экстремальных состояний» будут использоваться при освоении дисциплин специализации «Нейрофизиология» и при практической подготовке студентов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассмотреть особенности функционирования ВНС в различных психоэмоциональных состояниях, включая стресс, а также влияние возрастной динамики на работу симпатической и парасимпатической систем. Курс ориентирован на изучение взаимной регуляции центральной и вегетативной нервных систем (ЦНС и ВНС) и включает актуальные данные по использованию биомаркеров для диагностики.
  • Рассмотреть влияние спортивных и экстремальных нагрузок на нейрофизиологию и психику человека
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • сравнивает строение и функционирование симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы
  • Описывает основы работы Вегетативной Нервной Системы (ВНС)
  • Описывает особенности работы ВНС при в онтогенезе, при расстройствах психики и в экстремальных состояниях.
  • Владеет знаниями о влиянии экстремальных нагрузок на физиологию и психофизиологию человека
  • Описывает оснонвые направления исследований в спортивной психофизиологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Нейробиология стресса
  • Спортивная нейрофизиология и экстремальные нагрузки
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклады и активность на семинарах
  • неблокирующий Test
  • неблокирующий Итоговый тест по 2м разделам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Test + 0.2 * Test + 0.1 * Доклады и активность на семинарах + 0.1 * Доклады и активность на семинарах + 0.4 * Итоговый тест по 2м разделам
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дробинская, А. О.  Анатомия и возрастная физиология : учебник для вузов / А. О. Дробинская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 421 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08679-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531738 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Психофизиология стресса : учебно-методическое пособие / Т. А. Арпаджи, К. А. Бельская, В. В. Гайворонская [и др.] , под редакцией С. А. Лытаева. — Санкт-Петербург : СПбГПМУ, 2022. — 44 с. — ISBN 978-5-907565-90-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/344330 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Douglas Carroll. (2019). Health Psychology: Stress, Behaviour And Disease. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2239215
  • Ляксо, Е. Е.  Возрастная физиология и психофизиология : учебник для вузов / Е. Е. Ляксо, А. Д. Ноздрачев, Л. В. Соколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 396 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00861-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536521 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Яхина Мария Рафаиловна