Бакалавриат
2024/2025





Культурно-историческая антропология
Статус:
Курс обязательный (Культурология)
Направление:
51.03.01. Культурология
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Николаи Федор Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Культурно-исторической антропологии» адресован студентам 4 курса бакалавриата Школы философии и культурологии ФГН. Он предлагает одну из возможных перспектив для дальнейшего исторического и прагматического исследования феноменов и процессов в области мировой культуры. Цель курса – знакомство с методами социальных наук, прежде всего культурной антропологии. Задачами курса является не только ознакомление с антропологическими работами классиков, но и обучение методам и подходам антропологического исследования.
Цель освоения дисциплины
- • дать общее представление о основных положениях культурной и исторической антропологии; • познакомить с основополагающими теориями и концептами этих дисциплин; • проследить развитие исторической и культурной антропологии как отрасли социального знания, а также ее взаимодействие со смежными дисциплинами; • знакомство с методами социальных наук, прежде всего антропологии; • прояснить способы конструирования предметной области и концептуального аппарата исторической и культурной антропологии на примере корпуса работ классиков дисциплины; • показать эвристические возможности исторической и культурной антропологии в контексте проблематики современных наук о культуре; • обозначить антропологические подходы к социальному анализу современности;
Планируемые результаты обучения
- анализировать, структурировать, обоснованно излагать (в т.ч. наглядно представляя) обработанную информацию
- научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
- находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода); логически верно, правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности в письменной и устной речи, аргументировать свою точку зрения
- учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной; работать с информацией
Содержание учебной дисциплины
- Что такое культурная антропология? Этапы формирования дисциплины
- Основные понятия антропологии.
- Методы исследования в культурной антропологии.
- Этические аспекты исследований
- Новые исследования в области культурной антропологии
Элементы контроля
- Домашнее задание 1Участие в дискуссии по заданным источникам и литературе
- Письменное домашнее заданиеСрок сдачи реферата - 20 января. Минимум 20 тыс. знаков; ссылки оформлены по ГОСТу, оригинальность выше 70%. В содержательном плане: развернутый анализ 2-3 теорий, рассмотренных на лекциях или семинарах, четкие и обоснованные выводы. Презентация проекта на семинаре
- Итоговый контрольЭкзамен проводится в письменной форме - эссе
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.25 * Домашнее задание 1 + 0.25 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Итоговый контроль + 0.3 * Письменное домашнее задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Croce, N. (2016). Anthropology. New York: Britannica Educational Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1151423
- Ingold, T. (2018). Anthropology : Why It Matters. Medford: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1801558
- Антропология для гуманитарных и социальных направлений, Атланов, Д. Ю., 2022
- Гизуллина, А. В. Антропология. Курс лекций : учебное пособие для вузов / А. В. Гизуллина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07548-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540135 (дата обращения: 27.08.2024).
- Козлова, М. А. Антропология : учебник и практикум для вузов / М. А. Козлова, А. И. Козлов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05121-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537318 (дата обращения: 27.08.2024).
- Что такое антропология ? : Учебное пособие, Эриксен, Т.Х., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Антропология : учебник и практикум для вузов, Козлова, М. А., 2018