• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Корейский полуостров в системе международных отношений

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин, продолжающих и развивающих страновую и региональную специализацию студентов, обучающихся по направлению подготовки 41.03.05. Международные отношения. Курс рассчитан на целевую группу студентов факультета мировой экономики и мировой политики, обучающихся как по базовому учебному плану ОП «Востоковедение», так и по базовому учебному плану ОП «Международные отношения» для специализаций «Международная безопасность», «Международное сотрудничество» и «Международное развитие». Место курса в образовательном процессе в НИУ ВШЭ определяется его тесной связью с читаемыми на факультете учебными дисциплинами исторического, политологического и регионоведческого профиля. Связь с другими курсами обеспечивается общей теоретической базой и широким привлечением конкретного исторического материала, который может быть использован в преподавании этих предметов, а также при подготовке студентами самостоятельных и групповых проектов и написании выпускных квалификационных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными теоретическими концепциями теории международных отношений на основе известных им знаний об истории и культуре Кореи, которое даст им возможность взглянуть на роль изучаемой страны в мировой политике, освоить академический аппарат эксперта-международника.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками работы с политико-экономическими исследованиями по теме
  • Объясняет основные подходы, теории и концепции международных отношений. Обобщает и сравнивает внешние связи современных государствах Корейского полуострова.
  • Распознает основные методы исследования геополитического положения Кореи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Международные отношения на Дальнем Востоке до модерна (историческая социология)
  • Тема 2. Колониальный период и начало модернизации. Первые «неканонические» представления корейцев о мироустройстве и месте Кореи в мировой политике. (теория модернизации)
  • Тема 3. Корейский полуостров в годы холодной войны (геополитика; теория альянсов)
  • Тема 4. Внутренние аспекты внешней политики Пхеньяна и Сеула и национально-политическая идентичность (неоклассический реализм; конструктивизм)
  • Тема 5. «Креветка между китов»: корейские стратегии лавирования, балансирования и хеджирования в международных отношениях (структурный реализм)
  • Тема 6. Концепция «средней державы (middle power) и ее реализация Республикой Корея (неолиберализм)
  • Тема 7. История российско-корейских отношений
  • Тема 8. Корейский полуостров и интересы России
  • Тема 9. История китайско-корейских отношений
  • Тема 10. Корейский полуостров и интересы Китая
  • Тема 11. История японо-корейских отношений
  • Тема 12. Корейский полуостров и интересы Японии
  • Тема 13. История американо-корейских отношений
  • Тема 14. Корейский полуостров и интересы США
  • Тема 15. Межкорейской политическое взаимодействие
  • Тема 16. Ракетно-ядерная проблема Корейского полуострова
  • Тема 17. Проблемы обеспечения региональной безопасности на Корейском полуострове (теория комплексов региональной безопасности)
  • Специальные лекции приглашенных гостей — эксперта-теоретика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
    Студенту необходимо посещать лекции и семинарские занятия. В течении реализации дисциплины, студент может пропустит не более 2 занятий, пропуск возможен только по уважительной причине.
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах
    Студенту необходимо участвовать в дискуссиях на семинарских занятиях. Дискуссия включает в себя ответы на вопросы преподавателя и постановку вопросов по теме семинарского занятия для других студентов.
  • неблокирующий Мини-проект
    Студенту необходимо в течении реализации дисциплины подготовить мин-проект. Мини-проект может выполнятся индивидуально или в группе до 3-х человек. Мини-проект включает в себя: доклад и презентацию на 10-15 минут. В случае, если мини-проект выполняется в группе, каждый студент оценивается индивидуально.
  • неблокирующий Эссе
    Студенту необходимо в течении реализации дисциплины подготовить эссе. Эссе выполняется индивидуально и является размышлением студента на заданную преподавателем тему. Объем эссе от 1200 до 2000 слов, не включая техническую часть оформления работы и список использованной литературы и источников.
  • неблокирующий Экзамен (устный)
    Экзамен проходит в форме устного ответа на поставленные в билете два вопроса. Время на подготовку к ответу составляет 15 минут. Использование вспомогательных материалов запрещено.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Мини-проект + 0.1 * Посещаемость + 0.2 * Участие в дискуссии на семинарах + 0.3 * Экзамен (устный) + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История Кореи: В 2 т.. Т. 2: Двадцатый век, Тихонов, В. М., 2011
  • Корейская политическая культура: традиции и трансформация, Асмолов, К. В., 2017
  • Курс лекций по истории Кореи с древности до конца XX века, Курбанов, С. О., 2002
  • Современная Корея : метаморфозы турбулентных лет (2008 - 2020 гг.), Торкунов, А. В., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Модернизация Кореи: политика, экономика, общество, культура, , 2022
  • Северная Корея изнутри : черный рынок, мода, лагеря, диссиденты и перебежчики, Тюдор, Д., 2018

Авторы

  • Соловьев Александр Валерьевич
  • Лешаков Павел Семенович