Бакалавриат
2024/2025




Кинокультура
Статус:
Курс обязательный (Культурология)
Направление:
51.03.01. Культурология
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Павлов Александр Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Понятие «кинокультура» включает обширный спектр аудиовизуальных практик современности. В курсе рассматриваются предпосылки формирования современного поля аудиовизуальной продукции, а также анализируется его структура на обширном социальном и политическом фоне. Курс делится на теоретический, исторический и методологический (аналитический) блоки. В первом речь идет о конструировании объекта кинокультуры, появлении кинокритики и теории кино в ее тесной связи с эстетикой и теориями других современных медиа. Во втором рассматриваются такие категории, как жанры, культовое кино, плохое кино, адаптация и ремейки. Третий блок включает ряд кейсов с целью сформировать представление о подходах в анализе экранных произведений и их восприятии аудиторией. Сквозные темы курса: «Кино в ряду других техник репрезентации», «Кино и/как искусство», «Кино как кодовая система современной культуры» и т. д.
Цель освоения дисциплины
- Овладение знаниями о кинокультуре, кинокритике и теории кино
- Развитие способностей к применению изученных теорий, понятий и концепций, связанных с кинокультурой
- Приобретение навыков аналитической и исследовательской работы для изучения аудиовизуальных произведений
- Развитие навыков критического мышления, способностей к грамотному выстраиванию аргументации и публичной дискуссии
Планируемые результаты обучения
- Знает и умеет применять основные социально-политические теории, которые позволят изучать аудиовизуальные произведения
- Понимает и применяет на практике методологии анализа фильмов;
- Знает и отличает философию и теорию кино;
- Знает историю зарождения и развития культового кино, способен описать специфику феномена культового кино
- Знаком с исследованиями культового кино
- Знает основных авторов актуальной кинокультуры и отличает их
- Способен изложить теорию жанров
- Знает специфику римейка, сиквела и легаси-сиквела
- Владеет теорией адаптации
- Понимает специфику «плохого кино», знает историю феномена и артикулирует его современное состояние
- Применяет на практике изученные теории и концепции для анализа кино.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в кинокультуру
- Культовое кино
- Автор: теория и практика.
- Жанры в кинокультуре
- «Вторая жизнь» фильма
- Адаптация
- «Плохое кино»
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.5 * Работа на семинарах + 0.25 * Устный доклад + 0.25 * Устный опрос
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bordwell, D. (2012). Poetics of Cinema. Routledge.
- Введение в системный киноанализ : с примерами исследований на материале фильмов "Забриски Пойнт" (Антониони, 1969), "Мизери" (Райнер,1990), "Список Шиндлера" (Спилберг,1995), "Ромео и Джульетта" (Лурман,1996), Корте, Г., 2020
Рекомендуемая дополнительная литература
- Расскажите вашим детям : сто двадцать три опыта о культовом кинематографе, Павлов, А. В., 2020