Бакалавриат
2024/2025




Литература стран Европы и США XIX века
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В процессе освоения дисциплины студенты смогут ориентироваться в историко-литературном процессе Европы и США XIX в., приобретут навыки анализа литературных явлений на социокультурном, историческом и историко-политическом фоне. За время изучения курса у них сформируется представление и систематизируются знания о литературно-художественных системах изучаемого периода (романтизм, натурализм, символизм, эстетизм). Они смогут проследить на примере изучаемых на семинарах текстов, как проявляются особенности разных жанров, как соотносятся в тексте автор и повествователь, как развиваются и изменяются разные жанровые и стилевые системы. Развивая навыки грамотного литературоведческого анализа произведений указанной эпохи в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей периода студенты познакомятся с ключевыми тенденциями, событиями и фигурами литературы Европы и США XIХ века, с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией.
Цель освоения дисциплины
- Дать представление об историко-культурной специфике европейской и американской литературы XIX в., познакомить студентов с важнейшими памятниками этого периода и основными культурными процессами, обучить студентов навыкам филологического анализа текста, сформировать у студентов навыки ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне.
- Сформировать у студентов необходимые знания о литературно-художественных системах, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства; об эволюции жанровых и стилевых систем.
- Развить у студентов навыки грамотного литературоведческого анализа произведений указанной эпохи в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей материала при помощи разнообразного филологического инструментария.
- Установить междисциплинарные связи с другими предметами литературоведческого цикла.
Планируемые результаты обучения
- Владение навыком анализа и комментирования текстов в художественном переводе с соответствующим подстрочником, навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы.
- Знать персональный состав европейской и американской литературы XIX вв. и важнейшие сочинения, составившие по мере развития словесности национальный канон; судьбу важнейших произведений изучаемого периода. (и их авторов) в критике и литературной полемике; наиболее существенные литературные школы, общества и кружки.
- Уметь соотносить конкретные тексты с основными тенденциями культурного развития; сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров) и видеть их модификации; различать биографические контексты, значимые для понимания того или иного текста (круга текстов).
- Иметь навыки (приобрести опыт) полифокусного анализа текстов изучаемого периода; отслеживания динамики развития литературы.
- Знание основных авторов указанного периода и важнейших сочинений, определивших основные пути развития литературы Европы и США, периодизации указанного периода, основных историко-литературных процессов.
- Умение применять филологическую методологию при анализе текстов соответствующих эпох, различать в литературном тексте «темные места», оценивать объем и содержание исследовательской литературы по проблеме, обозначать возможные поля научного поиска, формулировать свою гипотезу.
Элементы контроля
- Участие в семинарахПреподаватель оценивает участие в дискуссиях, подготовленные дома устные комментарии к обсуждаемому тексту.
- ПрезентацияВ конце 3 или 4 модуля студенты делают доклад по темам курса.
- ЭссеЭкзамен представляет собой эссе по темам курса. Темы и формальные требования к работе будут объявлены преподавателями заранее.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.3 * Презентация + 0.3 * Участие в семинарах + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы эпохи Реализма (вторая треть XIX века) : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Б. А. Гиленсон. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 139 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18754-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545478 (дата обращения: 27.08.2024).
- Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы эпохи Романтизма (первая треть XIX века) : учебник и практикум для вузов / Б. А. Гиленсон. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 426 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01334-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536723 (дата обращения: 27.08.2024).
- История зарубежной литературы XIX века : учебник для вузов / Е. М. Апенко [и др.] ; под редакцией Е. М. Апенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 418 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03182-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536518 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Day, A. (2011). Romanticism (Vol. 2nd ed). Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=426619
- Венедиктова, Т. Д. Литература как опыт, или «Буржуазный читатель» как культурный герой / Венедиктова Т.Д. - Москва :НЛО, 2018. - 280 с.: ISBN 978-5-4448-0688-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/977565