Бакалавриат
2024/2025





Критическая политэкономия медиа
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Переяслов Алексей Денисович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Этот курс является вводным в проблематику критической политической экономии медиа. Через призму создания и распределения стоимости (центральной проблемы политэкономии в целом), а также динамики развития капиталистической экономики последнего полувека студенты познакомятся с ролью и местом медиа в общественно-экономической системе. Сначала студенты освоят теоретическую рамку и общие понятия для всей политэкономии: стоимость/ценность, труд, капитал, капиталистический кризис и др. Далее в этом контексте будут рассмотрены наиболее актуальные, с точки зрения науки, проблемные стороны сферы медиа, а также информационных технологий (далее “ИТ”), как например, создания креативной/культурной ценности и проблемы связанного с этим труда в креативных/культурных индустриях, развитие социальных медиа и интернет-платформ и т.д. Курс основан на прочтении текстов, написания рефлексий по прочитанному и финального эссе, в котором студентам будет предложено проанализировать самостоятельно политэкономические проблемы медиа (отдельные эмпирические кейсы или вопросы теории).
Цель освоения дисциплины
- Познакомить с основной проблематикой теоретического поля критической политэкономии медиа.
- Обучить основам политэкономического анализа на материале медиа и ИТ.
- Обучить критической оценке различных экономических, социальных, культурных и технологических феноменов, возникающий в широком поле медиа, с помощью теоретического аппарата критической политэкономии.
Планируемые результаты обучения
- Владеет понятиями стоимости, труда и капитала, понимает сущность и динамику капиталистических кризисов, как они представлены в критической политической экономии.
- Знает исторический контекст и динамику развития современной медиасферы и ИТ.
- Понимает роль и значение сфер медиа и ИТ в общей социальной-экономической системе современного капитализма.
- Анализирует процесс и определить модели создания стоимости и накопления капитала в сферах медиа и ИТ, излагаемые Кристианом Фуксом, Андре Горцем, Дунканом Фоли.
- Излагает и анализирует проблемы распределения стоимости и власти в сферах медиа и ИТ.
- Излагает основные положения критики позднекапиталистического общества Фредрика Джеймисона и Михаила Лифшица.
- Излагает подход к определению культурных и креативных индустрий Бернарда Мьежа.
- Излагает специфику креативного труда, а также критику социальных медиа в исследовании Андреаса Реквитца.
- Называет основные типы интернет-платформ и определяет роль биг-даты в их экономической модели, по Нику Срничеку.
- Описывает основную проблематику культурного империализма и медиаглобализации.
- Излагает критику крипто-валют и блокчейна Адама Гринфилда.
- Излагает критическую теоретизацию коллекционной формы ценности Люка Болтански.
- Рефлексирует над прочитанными текстами из поля критической политэкономии медиа, оценивает теории и концептуальные аппараты исследователей, проводит связи или обнаруживает противоречия между ними.
- Применяет на практике изученный теоретический аппарат критической политэкономии медиа для анализа современных сфер медиа и ИТ.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Критическая политэкономия: история теоретического поля, основные понятия, отношение к сфере медиа и ИТ.
- Тема 2. Возникновение и развитие современных медиа и ИТ в разрезе развития капитализма и капиталистических кризисов с 1970-х гг.
- Тема 3. Проблема создания стоимости в сфере медиа и ИТ.
- Тема 4. Экономика культуры и искусства как контекст развития медиасферы.
- Тема 5. Культурные и креативные индустрии: проблемы теоретизации, развития и труда.
- Тема 6. Социальные медиа и интернет-платформы.
- Тема 7. Медиаглобализация и культурный империализм.
- Тема 8. NFT, блокчейн и стоимость.
Элементы контроля
- Эссе
- Рефлексии по заданному самостоятельному чтениюПо каждой теме из 8. Итоговая оценка за элемент контроля расчитывается из суммы баллов за 8 рефлексий, умноженной на 0,125 и округленной арифметически.
- Работа на семинарах
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.5 * Работа на семинарах + 0.25 * Рефлексии по заданному самостоятельному чтению + 0.25 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fuchs, C. (2014). Social Media : A Critical Introduction. SAGE Publications Ltd.
- Mosco, V. (2009). The Political Economy of Communication: Vol. 2nd ed. SAGE Publications Ltd.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Срничек Ник. (n.d.). Капитализм платформ.