Бакалавриат
2024/2025





Введение в психологию
Статус:
Курс по выбору (Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Максименко Александр Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс дает общее представление о предмете психологии, об истории ее становления как науки, об основных областях исследований в психологии. Рассматриваются гипотезы о происхождении психики и ее культурно-историческое развитие. Даются определения и вводятся основные подходы к анализу индивидуально-психологических особенностей и личности человека, его мотивационно-эмоциональных и познавательных процессов. С использованием аудиторных демонстраций изучаются основные закономерности человеческой психики.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов представления о предмете психологии, ее методах и месте в системе наук, об эволюции психики, а также базовых знаний о феноменах, изучаемых в психологии.
Планируемые результаты обучения
- Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями бихевиоризма
- Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями гуманистической психологии, обозначает различия между гуманистической и экзистенциальной психологией
- Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями классической психологии сознания
- Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями когнитивной психологии и когнитивной науки, может назвать основные дисциплины, входящие в состав когнитивной науки
- Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями психоанализа
- Выделяет виды внимания и объясняет различия между ними
- Дает объяснение основных типов иллюзий зрительного восприятия (иллюзии восприятия формы и размера, иллюзии восприятия движений, "предметные" иллюзии)
- Дает определение воли с точки зрения разных подходов к ее анализу, приводит примеры
- Дает определение психологии и назвает ее отрасли.
- Дает определение эмоции, называет основания для классификации видов эмоций, приводит примеры
- Дает определения задатков и способностей, приводит примеры подходов к развитию способностей
- Дает определения основных познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение) и приводит примеры соответствующих феноменов.
- Дает определения основных психических состояний (тревога, фрустрация, стресс), формулирует условия их возникновения
- Дает определения темперамента и характера, объясняет различия между ними, приводит примеры особенностей темперамента и черт характера, а также его акцентуаций
- Называет и характеризует основные методы психологического исследования
- Называет несколько вариантов оснований для классификации ощущений
- Называет основные классы феноменов восприятия, дает их определения и приводит примеры
- Называет различные основания для выделения видов мышления и приводит примеры соответствующих феноменов
- Называет разные подходы к выделению базовых потребностей человека, приводит примеры аргументов
- Обозначает основания для выделения видов памяти и приводит конкретные примеры феноменов, относящихся к разным видам памяти
- Описывает специфику процессов запечатления, хранения, извлечения и забывания информации в ультракратковременной (сенсорной), кратковременной (рабочей) и долговременной памяти и называет функции этих систем памяти
- Перечисляет свойства внимания и приводит примеры диагностических инструментов для их измерения
- Приводит примеры когнитивных искажений, стоящих за ограниченной рациональностью человека
- Приводит примеры трактовки личности в широком и узком смысле слова
- Применяет основные положения культурно-исторической психологии к анализу психики человека и привести примеры социокультурной обусловленности психики
- Различает и определяет понятия индивида, личности, индивидуальности
- Различает научные психологические факты и представления из области житейской психологии
- Раскрывает общую картину развития предмета психологии с момента её возникновения как науки
Содержание учебной дисциплины
- Происхождение и эволюция психики
- Мотивация и эмоции
- Личность и индивидуальные различия
- Познавательные процессы человека
- Введение в общую психологию
- Становление предмета психологии
Элементы контроля
- Промежуточный тест 1
- Итоговый тест
- Коллоквиум по монографии
- Аудиторная работа на семинарских занятиях
- Эссе по научной статье
- Промежуточный тест 2
- Присутствие на семинарских занятиях
- Самостоятельная работаСообщения по дополнительной литературе на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.18 * Аудиторная работа на семинарских занятиях + 0.4 * Итоговый тест + 0.054 * Коллоквиум по монографии + 0.12 * Присутствие на семинарских занятиях + 0.036 * Промежуточный тест 1 + 0.036 * Промежуточный тест 2 + 0.12 * Самостоятельная работа + 0.054 * Эссе по научной статье
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
- Общая психология. Т.2, Кн.1: Субъект деятельности, , 2002
- Общая психология. Т.2, Кн.2: Субъект деятельности, , 2004
- Общая психология. Т.3, Кн.1: Субъект познания, , 2005
- Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., 2005
- Психология мотивации и эмоций : учеб. пособие для вузов, , 2002
- Психология мотивации и эмоций, , 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Величковский, Б. Б. Рабочая память человека. Структура и механизмы / Б. Б. Величковский. — Москва : Когито-центр, 2015. — 247 с. — ISBN 978-5-89353-467-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109362 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. М. Величковский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06807-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437723 (дата обращения: 28.08.2023).
- Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09236-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427494 (дата обращения: 28.08.2023).
- Иванников, В. А. Введение в психологию : учебник для академического бакалавриата / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-00116-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433703 (дата обращения: 28.08.2023).
- Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 524 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06919-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442187 (дата обращения: 28.08.2023).
- Психология индивидуальных различий : хрестоматия, , 2008
- Спиридонов, В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем : учебное пособие для академического бакалавриата / В. Ф. Спиридонов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 323 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08295-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424760 (дата обращения: 28.08.2023).
- Что такое психология. Т.1: ., Годфруа, Ж., 1999