Бакалавриат
2024/2025




Категории культуры в литературе и визуальных искусствах
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предлагает студентам увидеть историко-культурные и историко-литературные процессы не с точки зрения биографии авторов или истории направлений и жанров, но через призму нескольких базовых культурных категорий, при помощи которых человек осознает себя и свое взаимодействие с миром и воплощает в художественном творчестве – в фотографии и живописи, в поэзии и прозе, в кинематографе и в теории художественной деятельности. Все категории, рассматриваемые в рамках курса, включены в следующую модель: субъект (части тела) - контакт (части тела + внешние объекты типа окна-двери) - воплощение (удвоение, распространение себя: зеркало и вещь) - движение (лабиринт, город, повтор, вариации, отчуждение, остранение).
Цель освоения дисциплины
- Цель курса - рассмотреть категории культуры в интермедийном контексте (мифологическом, предметно-тактильном, литературном, живописном, кинематографическом, перформативном).
Планируемые результаты обучения
- Анализирует категории молчания, немоты, голоса в широком диахроническом контексте (на материале визуальных и словесных искусств)
- Анализирует категорию вещи в широком диахроническом контексте (на материале визуальных и словесных искусств).
- Анализирует категорию зеркала в культуре - от мифа до фигуративного изобразительного искусства , в т.ч. в контексте кинематографической и фотографической теории.
- Анализирует категорию лица, маски, характера в мифологии, массовой культуре, в визуальных и вербальных искусствах.
- Анализирует категорию окна в культуре, в т.ч. в контексте кинематографической и фотографической теории.
- Обладает навыком анализа категории жеста в культуре, как в пластических, так и в вербальных и визуальных искусствах.
- Способен анализировать категорию тела в истории культуры и искусства, в т.ч. в мифах, литературных произведениях, картинах и кинофильмах.
- Умеет анализировать категории повтора и ритма в их реализации в архитектуре, литературе, живописи; в контексте литературной, кинематографической и социологической теории.
- Умеет анализировать категорию глаза в ее реализации в архитектуре, литературе, живописи; в контексте литературной, кинематографической и социологической теории.
Содержание учебной дисциплины
- Тело в теории и истории визуальной культуры
- Лицо, характер, маска
- Глаз и власть
- Рот: молчание, немота, голос
- Жест
- Окно, фотография и познание
- Зеркало и узнавание
- Вещи Мнемозины
- Повтор и ритм
Элементы контроля
- Активность на семинарахСтуденты на занятиях принимают участие в дискуссии с преподавателем и/или друг с другом, формируя диалогическую коммуникацию, избегая многократного повторения одних и тех же суждений, демонстрируя фоновые и полученные в ходе подготовки к занятию знания, личное мнение или рефлексию. Дискуссия может формироваться на основе: 1. Материалов, которые были предоставлены для индивидуальной или групповой подготовки к занятию; 2. Материалов, которые были предоставлены для ознакомления и освоения непосредственно на занятии; 3. Индивидуального или группового выступления, подготовленного вне временных рамок занятия; 4. Индивидуального или группового выступления, подготовленного непосредственно на занятии; 5. Конкретных вопросов преподавателя.
- Письменные заданияСтуденты в индивидуальном порядке дают письменные ответы на вопросы по темам прошедших занятий. Точные вопросы публикуются в LMS непосредственно во время учебного процесса.
- Финальный проект
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.3 * Активность на семинарах + 0.3 * Письменные задания + 0.4 * Финальный проект