Бакалавриат
2024/2025





История и музеи
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на формирование у студентов знаний об основных этапах в истории музейного дела, многообразии форм музейной деятельности, роли истории и исторических исследований в музейном деле, роли музея в формировании социальных представлений о прошлом, осуществлении исторической политики, возможностей музея в поле public history.
Цель освоения дисциплины
- формирование представлений об основных этапах истории музейного дела
- формирование представлений о формах музейной работы с прошлым
- формирование представлений о роли музея в институционализации культурной/социальной памяти
- формирование представлений о возможностях музея в поле public history
- формирование представлений о музейных коллекциях и принципах их формирования
- формирование представлений о формах работы музея с посетителями (visitor studies)
- теоретическая подготовка студентов к музейной практике
Планируемые результаты обучения
- Идентифицирует основные характеристики музея
- Выделяет основные этапы эволюции музея как культурного института
- Определяет главные функции музея как культурного института
- Идентифицирует и объясняет роль музея в формировании социальных представлений о прошлом и культурной памяти
- Анализирует формы работы музея с прошлым и культурной памятью
- Описывает содержание исторической политики о определяет формы её реализации в музейной деятельности
- Выделяет главные концепции public history и идентифицирует музейную деятельность в рамках этих концепций
- Определяет специфические возможности музея в поле public history
- Ориентируется в современных дискуссиях и подходах к изучению коллекций.
- Имеет представление об исследованиях музейного пространства.
- Умеет охарактеризовать основные формы популяризации коллекций
- Понимает специфику университетских музеев
Содержание учебной дисциплины
- Музей: концептуализация и история
- Музей и память
- Музей и политика
- Музей и коллекции
- Музей и музейщик
- Музей и посетитель
- Музей в университете
Элементы контроля
- ЭссеПодготовка эссе по избранному музею (работа в мини-группах из 2 человек, но возможна и индивидуальная работа)
- Активность на семинарских занятияхАктивное участие в обсуждении
- Защита концепцииЗащита научной концепции музея. Концепция создается группой из 3 человек. На защиту выносится презентация концепции, которая представляется докладчиками (12 минут на обоснование концепции и 5–7 минут на обсуждение). Текстовое описание концепции объемом 15-20 тыс знаков (+ библиография) загружается в гугл-папку за 2 дня до даты защиты первой группы докладчиков, презентация не загружается. При несоблюдении установленного дедлайна оценка за данную форму контроля может быть снижена до 0 баллов.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Защита концепции + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Past discontinuous : фрагменты реставрации, Сандомирская, И., 2022
- Pearce, S. M. (1994). Interpreting Objects and Collections. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=460260
- Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика, Ассман, А., 2018
- Историческая политика в XXI веке, , 2012
- Коллекционер. Опыт исследования по социологии культуры, Малинкин А.Н., 2011
- Майстровская, М. Т. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля / М. Т. Майстровская. — Москва : Прогресс-Традиция, 2016. — 672 с. — ISBN 978-5-89826-447-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/77253 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Музей : архитектурная история, Сурикова, К. В., 2021
- Музей и общество, Козиев, В. Н., 2015
- Музейное дело России, Воронцова, Е. А., 2003
- Политика аффекта : музей как пространство публичной истории, , 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- Европейская мечта: четыре урока истории; Переизобретение нации: почему мы боимся ее и почему мы н..., Ассман, А., 2022
- Забвение истории - одержимость историей, Ассман, А., 2019
- Майстровская, М. Т. Музей как объект культуры. XX век. Искусство экспозиционного ансамбля / М. Т. Майстровская. — Москва : Прогресс-Традиция, 2018. — 680 с. — ISBN 978-5-89826-508-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102182 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.