Бакалавриат
2024/2025





Медиаэффекты и медиапотребление
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Во время освоения дисциплины «Медиаэффекты и медиапотребление» студенты получат знания, навыки и умения для анализа медийного рынка с точки зрения специалиста в области рекламы и связей с общественностью, сформируют компетенции, позволяющие уверенно проводить процедуру факт-чекинга, тесно познакомятся с ситуацией в медийной среде в эпоху пост-правды. Дисциплина является обязательной для всех студентов бакалавриата ОП «Реклама и связи с общественностью».
Дисциплина «Медиаэффекты и медиапотребление» реализуется по формату «перевернутый класс», который предполагает обязательную самостоятельную подготовку студентов по материалам (научная литература, тесты, презентации), размещенных на платформе SmartLMS. В рамках дисциплины лекционный материал будет представлять собой презентации с ключевой терминологией, концептуальным аппаратом, теориями и кейсами к каждой из 5 тем, научную литературу, а также тесты, которые состоят из открытых и закрытых вопросов по прочитанному материалу. Для каждой научной статьи, которую студенты изучают самостоятельно, также будет необходимо пройти тест для проверки пройденного материала. Литература, которая будет разобрана на семинарских занятиях, также будет размещена на платформе. Вопросы из материалов для самостоятельной обязательной подготовки также будут присутствовать в итоговом экзамене по дисциплине.
Студенты самостоятельно отслеживают свой прогресс: каждый студент может изучать теоретический материал в удобном для себя темпе, возвращаться к терминологии и теориям, которые уже были опубликованы на платформе.
Цель освоения дисциплины
- Формирование исследовательских компетенций для анализа медиавлияния в интересах коммуникационных практик;
- Изучение основ академический дискуссии по проблеме медиавлияния в профессиональной среде рекламы, связей с общественностью и маркетинга;
- Изучение принципов трансформации аудиовизуального контента на пользовательских платформах, в социальных сетях, в кино-и сериальном производстве, а также на телевидении;
- Дать студентам ясное понимание текущих тенденций и трендов рынка коммуникаций и индустрии развлечений.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные понятия и классификации в рамках медиаэффектов и медиапотребления, распространенные в актуальной академической дискуссии;
- Описывает и объясняет с помощью актуальных коммуникационных теорий экосистемы медиа и индустрии развлечений;
- Обладает научными и аналитическими компетенциями для интерпретации содержания и структуры аудиовизуального контента, в особенности, в рекламном бизнесе и индустрии развлечений;
- Знает ведущие медийные системы, с которыми в рамках будущей специальности предстоит взаимодействовать на постоянной основе;
- Определяет характеристики аудиовизуального контента в зависимости от канала дистрибуции;
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Медиаэффекты и медиапотребление. Характеристика исследовательского поля: потребление предметов культуры и актуальный медиаландшафт.
- Тема 2. Телевещание и его особенности. Аудиторные показатели и система измерения аудитории.
- Тема 3. Особенности потребления и оценка влияния на аудиторию. Часть 1: киноконтент, сериальные эпизоды, актуальные изменения и тенденции.
- Тема 4. Особенности влияния аудиовизуального контента на аудиторию. Часть 2: социальные сети, видео на телевидении, стриминговые медиа, общие черты и различия. Музыкальная индустрия, дистрибуция музыки и подкастов как профессиональная деятельность.
- Тема 5. Культурные институты в контексте современного мира: особенности восприятия и продвижения в коммуникационных практиках.
Элементы контроля
- Домашнее заданиеДомашнее задание состоит из анализа актуальных медиа кейсов из индустрии рекламы и маркетинга. Одно задание выполняется студентом индивидуально, а второе в команде от 2 до 3 человек. Анализ кейса направлен на: изучение релевантных научных источников по изучаемым темам; формирование навыка по выполнению презентаций с соблюдением заданных ограничений и правил применения стандартной структуры изложения в академической стилистике; формирование навыка устной аргументации на основании положений, и на основании самостоятельно изученного материала поддерживать академическую дискуссию по проблеме в ходе семинарского занятия в очном формате; формирование навыка разработки оригинального решения и/или вывода(ов). Домашнее задание предоставляется в конце семинарских занятий на одном из финальных слайдов презентации, сопровождающей семинарское занятие, а также дублируется на почту студенческой группы и/или старосты группы. На защиту каждого домашнего задания отводится от 7 до 10 минут. Критерии для выполнения домашнего задания. Структура презентации: 1. Описание кейса, ключевые моменты (что произошло?); 2. Анализ академической дискуссии по теме (обзор литературы: какие исследования могут объяснить данное коммуникационное событие?); 3. Проблема исследования и исследовательский вопрос (какую проблему можно выделить на основе анализа научной дискуссии по теме?); 4. Объект, предмет (что в данном кейсе представляет для меня исследовательский интерес?); 5. Цель и задачи (на что будет направлено мое исследование?); 6. Описание кейса при помощи медиаэффекта (какой медиаэффект лежит в основе данного коммуникационного события?); 7. Выводы и рекомендации (можно ли считать данный кейс успешным? Почему? Как это событие повлияло на имидж бренда / лидера общественного мнения? Какие рекомендации можно дать?); 8. Устная защита презентации и ответы на вопросы. Исследование является попыткой анализировать успех или провал коммуникационных событий, которые генерировал бренд или лидер общественного мнения для взаимодействия с аудиторией. Студент выполняет задание при помощи определенной академической базы, применяя исследовательские знания и навыки для анализа актуальных коммуникационных событий. Вес одной презентации — 0,1, всего домашних заданий (анализ кейса) — 2 (на весь семестр). Накопленный вес этого вида активности — 0,2. Особенности сдачи домашнего задания: - Перенос устного выступления с презентацией возможен только по уважительной причине. Студенты выбирают свободные слоты (дату какого-то из семинаров, на которых предполагается выступление с презентацией) в таблице, которая была отправлена преподавателем на первом семинаре; - На одном семинаре возможно только 3 выступления студентов; - На выступление отводится максимум 10 минут. Примеры медиаэффектов, которые можно использовать для обоснования кейса при выполнении домашнего задания: Раздел 1. Active Audience Theories (1944–1986) Uses & gratifications (Herzog, 1944; Katz, Blumler, & Gurevitch, 1974) Selective exposure (Sears & Freedman, 1967) Раздел 2. Active Audience Theories (1944–1986) Media dependency (Ball-Rokeach & De Fleur, 1976) Elaboration likelihood model (Petty & Cacioppo, 1986) Раздел 3. Social Context Theories (1955–1983) Two-step flow (Katz & Lazarsfeld, 1955) Diffusion theory (Rogers, 1962) Knowledge gap theory (Tichenor, Donohue, & Olien, 1970) Spiral of silence (Noelle-Neumann, 1974) Third person theory (Davison, 1983) Раздел 4. Social & Media Theories (1933–1978) Public sphere (Habermas, [1962] 1989) Social construction of reality (Berger & Luckman, 1966) Cultivation theory (Gerbner, Gross, Jackson-Beeck, Jeffries- Fox, & Signorielli, 1978) DeFleur Model of Communication (DeFleur, 1970) Раздел 5. Interpretive Effects Theories (1972–1987) Agenda setting (McCombs & Shaw, 1972) Priming (Iyengar et al., 1982) Framing theory (Entman, Iyengar et al., 1987)
- Личная активностьОценка работы студентов на занятиях (Личная активность) формируется по шкале от 0 до 1 (0/0,5/1) и выставляется в рабочую ведомость. По результатам каждого занятия активность студентов оценивается по следующим критериям: 1. Активное участие студента в дискуссиях (корректные содержательные комментарии и дополнения, уачстие в практических заданиях); 2. Отчет в устной форме по результатам работы с источниками и примерами, предложенными к освоению на предыдущем занятии: умение анализировать и объяснять прочитанные источники или освоенные кейсы, корректно ответить на поставленные вопросы, аргументировать ответы, привязывая усвоенный материал к конкретным актуальным примерам; 3. Обсуждение текстов, отправленных перед началом семинара преподавателем, а также ответы на вопросы, соответствующие лекционному материалу. В случае, если студент пропустил семинар по уважительной причине, данный семинар вычитается из итоговой оценки за личную активность. Дополнительные задания для «восстановления» пропусков по неуважительной причине не предусмотрены. Самостоятельная обязательная подготовка студентов, реализуемая на платформе SmartLMS, не оценивается и не является частью формы контроля «Личная активность».
- Итоговый проектИтоговый проект является финальным заданием на дисциплине. Студенты должны продемонстрировать полученные знания и навыки, выполняя групповой проект. Проект выполняется в командах от 3 до 5 человек. Итоговый проект представляет собой создание рекламного видеоролика или новостного сюжета. Студенты могут предложить собственную тему для выполнения итогового проекта по согласованию с преподавателем. Дедлайн выполнения данного задания устанавливается преподавателем в соответствии с официальным расписанием. Выполненное задание студенты направляют на почту преподавателю вместе с презентацией, раскрывающей особенности проекта. Студенты представляют презентацию и ролик на одном из заключительных семинаров дисциплины в соответствии с расписаниям. Суть презентации заключается в том, чтобы студенты при помощи медиаэффекта/ов прорекламировали какой-либо продукт/бренд. На выбор дается два формата: рекламный ролик (социальная или коммерческая реклама) и новостной сюжет (в котором также может быть скрытая реклама). Студентам необходимо продемонстрировать, как изученная теория была применена на практике. Критерии выполнения итогового проекта: 1. Провести обзор литературы по теме исследования; 2. Сформулировать проблему исследования; 3. Выделить объект и предмет исследования; 4. Изучить особенности рынка, на котором представлен данный продукт/бренд, особенности его позиционирования у конкурентов, оценить УТП рекламируемого продукта/бренда; 5. Указать цель и задачи создания рекламного аудиовизуального продукта, определить его целевую аудиторию; 6. Применить теорию/теории из списка изучаемых медиаэффектов, которые объясняют использование тех или иных инструментов при создании рекламного аудиовизуального продукта; 7. Дать рекомендации для бизнеса и проведения дальнейших исследований. Требования к итоговому проекту (видеоролик): - Длительность: Видео: от 30 сек до 1 минуты; Презентация: защита не более 10 минут; - Формат: вертикально/горизонтально. Обоснование выбранного формата для конкретной платформы; - Видеоролик должен решать коммуникационную проблему; - Обладает четкой концепций и логической структурой; - Соответствует требованиям к формату рекламных роликов на выбранной платформе. Защита проекта Защита проекта проходит в устной форме. На защиту проекта каждой рабочей группе отводится 10 минут и 5 минут на комментарии от преподавателя и вопросы от других студентов группы. Презентация и ролик должны быть логически связаны между собой.
- ЭкзаменЭкзамен является блокирующим элементом формы контроля по данному курсу. Данный элемент контроля нацелен на проверку знаний по пройденным материалам (на семинарах и лекциях). Экзамен представляет собой формат контрольный работы, которая состоит из закрытых и открытых вопросов. Пересдача экзамена возможна в официальный период пересдач. Экзамен проводится в 4 модуле во время сессионной недели. Оценка за экзамен выставляется в ведомость с точностью до сотых. Например, если студент получил 7,48, в ведомость также дублируется оценка 7,48 без дальнейшего округления. Округляется только итоговая оценка за всю дисциплину. Ни одна из форм контроля на дисциплине не округляется. Округляется исключительно итоговая оценка за дисциплину.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Итоговый проект + 0.2 * Личная активность + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Habermas, J., Lawrence, F., & Burger, T. (1992). The Structural Transformation of the Public Sphere : An Inquiry Into a Category of Bourgeois Society. Cambridge: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1017624
- Media effects, Potter, W. J., 2012
- Демократия в Америке, Токвиль, А., 1994
- Психология понимания : проблемы и перспективы, Знаков, В. В., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- McRobbie, A. (1994). Postmodernism and Popular Culture. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=96838
- Mills, S. (2004). Discourse. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=106139