• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Философия и научный метод

Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс исследует эпистемологические, методологические и онтологические аспекты науки. Особое внимание будет уделено использованию различных подходов для подтверждения или опровержения научных теорий. Студенты познакомятся с критическим анализом научного метода в естественных и социо-гуманитарных науках. На примере конкретных теорий студенты узнают, каким образом создаются модели для предсказания и объяснения феноменов, какую роль в этом играют интуиция, математика и эксперименты. Студенты также познакомятся с современными методологическими, философскими, социологическими и этическими проблемами науки. Студенты получат представление об эволюции онтологических и эпистемологических оснований теорий и парадигм, а также о философских проблемах современной науки и различных подходах к их решению.Отдельные темы будут посвящены изучению влияния больших данных и искусственного интеллекта (ИИ) на научные исследования, проблемам объяснимости ИИ, а также этической практики его применения. Ряд заданий предполагает использование моделей генеративного ИИ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать значение основных философских понятий и категорий, а также содержание основных философских концепций, описывающих развитие науки и научного метода;
  • Уметь применять понятийно-категориальный аппарат философии науки в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; анализировать процессы и явления, происходящие в науке; интерпретировать научные и философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме.
  • Владеть навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы науки; грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения (устно и письменно) при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, уметь оценивать свою деятельность, на основе полученных знаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает основные понятия, концепции и проблемы философии науки, относящиеся к эволюции как научного познания в целом, так и его отдельных элементов.
  • Владеет концептуальным материалом основных школ и направлений современной философии науки
  • Корректно употребляет основные понятия философии науки: эмпирический, теоретический, обоснование, подтверждение, объяснение, дедукция, индукция и другие
  • Раличает основные подходы к анализу науки в философии науки 20 века
  • Иметь знания по вопросам: Историзм и релятивизм в научном познании. Сильная программа социологии знания Д. Блура и «этнографии науки» Б. Латура и С. Вулгара. Методологические характеристики псевдонауки. Этос науки. Принципы и регулятивы академической этики.
  • Иметь знания по следующим вопросам: Кумулятивистская модель развития научного знания. Постпозитивистские модели динамики научного знания: концепция научных революций Т. Куна, научно-исследовательские программы И. Лакатоса, теоретический и методологический плюрализм П.К. Фейерабенда.
  • Иметь знания по следующим вопросам: Логико-позитивистская модель развития науки и научного знания. Принцип верификации и критерии демаркации научного и ненаучного знания. Критическое переосмысление программы логического позитивизма. К. Поппер и принцип фальсифицируемости научных теорий. Критерии научности и проблема демаркации: верификация и фальсификация.
  • Владеет пониманием предмета и основных концепций философии науки
  • Интерпретирует современные концепции относительно реальности объектов научных теорий и того, насколько научные теории соответствуют явлениям. Воспроизводит аргументы сторонников научного реализма и их противников, критически анализирует эти аргументы на примере конкретных научных теорий.
  • Знает основные категории и понятия, этапы становления философии науки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Истоки философии науки
  • Наука как система знания
  • Наука как деятельность. Цели и задачи научного исследования
  • Наука как социальный институт. Ценностное измерение науки
  • Научный реализм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    В оценку могут включаться письменные домашние задания по текстам семинара и доклады с презентациями
  • неблокирующий Рефлексивное эссе
  • неблокирующий Критический анализ
  • неблокирующий Тесты
  • блокирующий Экзамен устный
    Устный экзамен проводится по всем темам прослушанного курса. Студенты получают два вопроса из списка. Время на подготовку – не менее 30 минут. Можно пользоваться литературой и материалами курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.036 * Критический анализ + 0.024 * Критический анализ + 0.072 * Рефлексивное эссе + 0.108 * Рефлексивное эссе + 0.12 * Семинары + 0.12 * Семинары + 0.06 * Тесты + 0.06 * Тесты + 0.4 * Экзамен устный
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Классическая философия науки : хрестоматия, , 2007
  • Современная философия науки : хрестоматия, , 1994
  • Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада : хрестоматия, Печенкин А.А., 1996
  • Физика и реальность : сб. статей, Эйнштейн, А., 1965
  • Философия науки : учебник для вузов / А. И. Липкин [и др.] ; под редакцией А. И. Липкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 512 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01198-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536004 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Философия науки и техники : учеб. пособие для вузов, Степин, В. С., 1995
  • Философия науки, Лешкевич, Т. Г., 2006
  • Философия науки: история и теория : учеб. пособие, Никифоров, А. Л., 2006
  • Философия науки. Общие проблемы : учебник для послевузовского проф. образования, Степин, В. С., 2007
  • Этос науки, Степин, В. С., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The scientific image, Van Fraassen, B. C., 1980
  • Архиереев Николай Львович. (n.d.). Логический позитивизм и современная формальная философия науки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2flogicheskiy-pozitivizm-i-sovremennaya-formalnaya-filosofiya-nauki
  • Логика научного исследования, Поппер, К. Р., 2004
  • Наука в свободном обществе, Фейерабенд, П., 2010
  • Огурцов, А. П. Философия науки эпохи Просвещения : монография / А. П. Огурцов. - Москва : Институт философии РАН, 1993. - 215 с. - ISBN 5-201-01836 -Х. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/347052
  • Познание и заблуждение : очерки по психологии исследования, Мах, Э., 2009
  • Прощай, разум, Фейерабенд, П., 2010
  • Собрание научных трудов. Т. 4: Статьи, рецензии, письма; Эволюция физики, Эйнштейн, А., 1967
  • Структура научных революций, Кун, Т., 2003
  • Теоретическое знание : структура, историческая эволюция, Степин, В. С., 2003

Авторы

  • Терехович Владислав Эрикович