Бакалавриат
2024/2025





Европа IV-XV вв.
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе изучения дисциплины "Европа IV-XV вв." студенты осваивают базовый фактологический, источниковедческий и историографический материал, относящийся к истории Европы IV-XV вв., основы методологии обращения с указанным материалом для анализа ретроспективной информации. Также обучающиеся приобретают навыки применения, как знаний, так и методов для суммирования имеющегося и выявления нового знания о прошлом, учатся применять полученные базовые знания в образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представление о медиевистике как составляющей части исторического знания, обладающей специфическим предметом и объектом и комплексом специальных методов изучения и исследования;
- Выработать у студентов понимание эпохи Средневековья как одного из ключевых элементов самоидентификации европейской цивилизации и одного из важнейших объектов ее рефлексии;
- Сформировать у студентов комплекс знаний о европейском Средневековье, об этапах и конкретных формах развития латинской Европы и (частично) византийского «сообщества» как в их цивилизационном единстве, так и в многообразии конкретных проявлений;
- Сформировать у студентов базовые умения анализировать средневековые исторические источники и работать с академической литературой по истории Средних веков, а также навыки междисциплинарного анализа;
- Выработать у студентов гуманистические ценности на основе культурно-антропологического подхода в изучении Средневековья.
Планируемые результаты обучения
- Знает и умеет сравнивать и выявлять разные концепции феодализма.
- Знает историю развития городов и урбанизации в Европе. Умеет сравнивать разный точки зрения и аргументировано отстаивает одну из них.
- Знает историю развития образования в Европе в средние века и «интеллектуального класса»
- Знает историю развития представлений о средних веках в общественном сознании и исторической науке.
- Знает историю развития христианской церкви. Умеет выявлять признаки различных течений христианства. Разбирается в символике и семантике христианства.
- Знает основные философские трактовки понимание власти в Европе и их развитие. Может выявлять трактовки власти в научных текстах.
- Знать и уметь применять знания об экономической истории Европы в Средние века.
- Имеет представление о развитии в эпоху средних веков права и формирование современных правовых семей. Может использовать правовые источники для получения исторической и социально-экономической информации об обществе в эпоху Средних веков
- Может выявлять имагинарность в современной массовой культуре. Успешно участвует в дискуссиях на семинарах, формирует текстовые вариации с использованием научно-популярного стиля.
- Оценивает значение сохранения мирового культурного наследия в соотношении с необходимым техническим развитием цивилизации. Демонстрирует устойчивое понимание гуманистических ценностей в области культурного наследия.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. «Изобретение» Средневековья. Смысловые наполнения понятия «Средние века»
- Тема 2. Реформы Диоклетиана и Константина. Трансформации империи в IV – V вв.
- Тема 3. "Падение империи"
- Тема 4. «Долгая Античность»: римский мир после Римской империи.
- Тема 5. «Удержание Запада»: Церковь в V-XI веках.
- Тема 6. Восточная периферия: рождение халифата.
- Тема 7. Византия V-XI вв.
- Тема 8. Церковь и Империя: борьба за инвеституру.
- Тема 9. Европейский феодализм
- Тема 10. Средневековый город
- Тема 11. Ренессанс XII века
- Тема 12. Общее право Европы (ius commune)
- Тема 13. Церковь в период Высокого и позднего Средневековья
- Тема 14. Византия в XII – XV вв.
- Тема 15. Кризис XIV в.
- Тема 16. Собирание Европы: формирование единых королевств
- Тема 17. Открытие Нового света и его значение для европейской культуры
Элементы контроля
- Работа на семинарских занятияхОценивается активность студента на семинарских занятиях. Студент должен продемонстрировать знание источников и литературы, умение анализировать информацию. Присутствие на семинарах без активной работы - оценка 0 баллов. В случае пропуска семинаров по уважительной причине, студент может отработать пропущенные занятия по согласованию с преподавателем, уточнив у него тему письменной работы. Отработка семинаров возможна не позднее 10 дней до экзамена.
- Работа на семинарских занятияхОценивается активность студента на семинарских занятиях. Студент должен продемонстрировать знание источников и литературы, умение анализировать информацию. Присутствие на семинарах без активной работы - оценка 0 баллов. В случае пропуска семинаров по уважительной причине, студент может отработать пропущенные занятия по согласованию с преподавателем, уточнив у него тему письменной работы. Отработка семинаров возможна не позднее 10 дней до экзамена.
- Источниковедческий анализ текста исторического источникаСтудент должен представить источниковедческий анализ фрагмента источника. Требования к оформлению, объёму и список предлагаемых для анализа источников загружается в SmartLMS перед началом 3-го модуля.
- ЭкзаменЭкзамен представляет собой собеседование по всей проблематике дисциплины. Предполагает знание студентом не только фактологической информации, но и визуальных источников, демонстрируемых во время лекций, содержания обязательных источников и литературы.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.2 * Источниковедческий анализ текста исторического источника + 0.15 * Работа на семинарских занятиях + 0.15 * Работа на семинарских занятиях + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения в 2 ч. Часть 1. Средние века : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. П. Алексеев [и др.] ; под редакцией Л. Н. Полубояриновой, О. А. Светлаковой, А. А. Чамеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 214 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1270-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433198 (дата обращения: 28.08.2023).
- История Средних веков : учебник для академического бакалавриата / И. Н. Осиновский [и др.] ; под редакцией И. Н. Осиновского, Г. А. Ртищевой, Н. В. Симоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 463 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2745-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432896 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Акопян, В. З. История стран Западной Европы в 2 ч. Часть 2. Франция. Испания : учебник для академического бакалавриата / В. З. Акопян, В. В. Зюзин, Г. Ю. Лебедев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10019-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429138 (дата обращения: 28.08.2023).
- Звиревич, В. Т. Древняя и средневековая философия : учебник для академического бакалавриата / В. Т. Звиревич ; под научной редакцией С. П. Пургина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 322 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-02817-1 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1869-8 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438052 (дата обращения: 28.08.2023).
- Кудрявцев, А. Е. Испания в Средние века / А. Е. Кудрявцев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 220 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05831-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/410442 (дата обращения: 28.08.2023).
- Кулишер, И. М. История экономического быта Западной Европы в 2 т. Том 1. Средневековье : учебник для вузов / И. М. Кулишер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09611-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428190 (дата обращения: 28.08.2023).
- Кутепов, В. А. Военная история : учебное пособие для вузов / В. А. Кутепов, К. А. Грымзин, В. А. Масляков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Омск : Изд-во ОмГТУ. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11777-6 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8149-2516-9 (Изд-во ОмГТУ). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446143 (дата обращения: 28.08.2023).