• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Коммуникации в политических процессах и институтах

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Коммуникации в политических процессах и институтах» предполагает изучение коммуникации как ключевого компонента политических процессов и связующего звена между властью и обществом. В фокусе внимания находятся вопросы, связанные с пониманием коммуникации как на уровне общих закономерностей коммуникационных процессов, происходящих в рамках политической системы, так и на уровне микрогрупп и индивидов как объектов целенаправленного информационного воздействия. Актуальность дисциплины обусловлена требованием времени. На рубеже веков, когда СМИ получили серьезное развитие и политические акторы в процессе завоевания и удержания власти используют множество каналов и средств для передачи сообщений с целью воздействия на аудиторию, возрастает необходимость подготовки специалистов, чья деятельность концентрируется на изучении и управлении процессами коммуникации в политической сфере. В задачи дисциплины входит знакомство студентов с теоретическими концепциями и моделями политической коммуникации, предоставление знаний о способах организации информационного взаимодействия в сфере политики, об особенностях политического дискурса и текста, формирование представлений о государственной информационной политике, об особенностях отношений государства и медиаструктур и влиянии элит на общественное мнение и политическое поведение. В процессе изучения дисциплины студенты научатся анализировать избирательные и информационно-коммуникационные кампании, направленные на достижение политических целей, планировать в соответствии с поставленными задачами поток политической информации, распространяемый с помощью различных каналов и средств, прогнозировать последствия политической коммуникации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с основами науки о политике как особой сфере, связанной с властными отношениями и политической организацией общества, а также с коммуникацией как ключевым политическим процессом и связующим звеном между государством, элитой и обществом. В фокусе внимания находятся вопросы, связанные с пониманием сущности и функций политической коммуникации, а также способов организации политического дискурса в зависимости от отношений между различными участниками политического процесса: политическими субъектами, политическими акторами, медиа и др.. Особое внимание уделяется исследованию того, как теоретические концепции и модели политической коммуникации реализуются в системе властно-управленческих отношений, т.е. на практике. В рамках практических занятий студенты научатся анализировать и моделировать политические кампании, а также распознавать источники, каналы, способы и средства передачи информации в рамках политического взаимодействия. Навыки анализа и моделирования информационно-коммуникационных процессов в политической сфере студенты получают благодаря включению самых разных форматов организации учебного процесса – деловых игр, кейс-стади, решения ситуационных задач и др..
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объяснять и сопоставлять различные трактовки, подходы к определению и пониманию сущности основных содержательных компонентов политической коммуникации.
  • Объяснять, в том числе с помощью коммуникативных моделей, процессы взаимодействия в политической сфере, в частности, модели поведения, мотивы и механизмы принятия решений.
  • Применять возможности СМИ и Интернет-пространства для сбора и анализа политической информации, а также для реализации различных политических решений.
  • С учетом понимания особенностей политического дискурса, роли символа в политической коммуникации, а также жанровой и языковой специфики создавать различные политические тексты, в том числе тексты для публичных выступлений и агитационных кампаний.
  • Критически оценивать и моделировать политическую, в том числе предвыборную, кампанию, включая разработку стратегии и выбор инструментария.
  • Распознавать используемый в политической кампании инструментарий и уметь применять его с учетом особенностей массового сознания, а также общественного мнения, восприятия и поведения.
  • Конструировать с учетом специфики и давать оценку эффективности имиджа политического актора, в т.ч. на уровне вербальной и невербальной коммуникации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Коммуникация как ключевой элемент политической сферы: теоретические основы.
  • Раздел 2. Информационное поле как главный сегмент политической коммуникации.
  • Раздел 3. Политический дискурс и политический язык как средство коммуникации.
  • Раздел 4. Политическая кампания как управленческий процесс.
  • Раздел 5. «Ремесла» в политической коммуникации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Семинары проходят в формате дискуссии - обсуждения тем, изученных в рамках соответствующих (обозначенных преподавателем) разделов курса. Темы (вопросы) могут быть как теоретического, так и практического характера (на примере кейсов, кампаний и т.п.). Они предлагаются спонтанно на семинаре, так как данный элемент контроля предполагает проверку объема и качества усвоения студентами пройденного материала. В течение семинара студент должен дать минимум два ответа по разным темам. Один ответ не оценивается. Домыслы, необоснованные рассуждения, объяснение «на пальцах», политологические оценки, оценки СМИ, повторение другими словами уже высказанных кем-то из участников мыслей, реплики и т.п. не учитываются. Оцениваются только самостоятельные, обоснованные рассуждения и выводы, логично вытекающие из изученной литературы и лекционного материала.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Задания направлены на практическое освоение материала, изложенного в рамках соответствующих лекций. Выполняются либо индивидуально, либо в группах в зависимости от типа задания. В итоговую формулу включается среднее арифметическое за два домашних задания.
  • неблокирующий Тест
    Письменный тест в формате multiple choice. Ответы на вопросы предполагают выбор одного или нескольких правильных вариантов из списка предложенных. Оценка результатов теста выставляется по десятибалльной системе. Вес вопросов одинаковый. Время на каждый вопрос не ограничено. Содержание вопросов и заданий совпадает с содержанием разделов дисциплины.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Активность + 0.2 * Домашнее задание + 0.5 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Володенков, С. В.  Политическая коммуникация : учебник и практикум для вузов / С. В. Володенков, Т. В. Евгеньева, А. И. Соловьев ; под редакцией Т. В. Евгеньевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 77 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20052-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557503 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Детинко, Ю. И. Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: Монография / Детинко Ю.И., Куликова Л.В. - Краснояр.:СФУ, 2017. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3468-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/966996
  • Евгеньева, Т. В.  Психология массовой политической коммуникации : учебник и практикум для вузов / Т. В. Евгеньева, А. В. Селезнева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 258 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08175-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492898 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Евгеньева, Т. В.  Психология массовой политической коммуникации : учебник и практикум для вузов / Т. В. Евгеньева, А. В. Селезнева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15715-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515054 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Евгеньева, Т. В.  Психология массовой политической коммуникации : учебник и практикум для вузов / Т. В. Евгеньева, А. В. Селезнева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15715-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539631 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Забурдаева, Е. В. Политическая кампания. Стратегии и технологии : учебник / Е. В. Забурдаева. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 343 с. — ISBN 978-5-7567-0647-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97265 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Международно-политические коммуникации в современном мире: основные тенденции и перспективы развития : учебное пособие / составители С. А. Колобова [и др.] , под общей редакцией О. А. Колобова. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2012. — 240 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153048 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Селентьева, Д. О.  Политическая имиджелогия : учебное пособие для вузов / Д. О. Селентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 164 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06386-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537543 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Федорченко, Л. В. Российский политический консалтинг: консьюмеризация и технологии : монография / Л.В. Федорченко, С.Н. Федорченко. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 166 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/17992. - ISBN 978-5-16-012082-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1016706
  • Фесенко, О. П.  Академическая риторика : учебник и практикум для вузов / О. П. Фесенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13769-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538579 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Демократия и декаданс медиа, Кин, Д., 2020
  • Политические технологии : учеб. пособие для вузов, Гринберг, Т. Э., 2018
  • Политология : учебник для вузов, Хейвуд, Э., 2005
  • Политология : учебник, Мельвиль А.Ю., 2013

Авторы

  • Репина Екатерина Анатольевна