Бакалавриат
2024/2025





Машинное обучение в прикладных задачах
Статус:
Курс по выбору (Прикладная математика и информатика)
Направление:
01.03.02. Прикладная математика и информатика
Кто читает:
Базовая кафедра МТС
Где читается:
Факультет компьютерных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящён специфике применения машинного обучения в широком наборе отраслей бизнеса.Модуль 1 — Оптимизация взаимодействия с клиентом- Рекомендательные системы и поиск: базовые решения на основе популярностей и коллаборативной фильтрации, различие постановок задачи, гибридные методы. Нейросетевые подходы к рекомендациям и поиску. Метрики вовлеченности, точности и разнообразия. Валидация на исторических данных и при внедрении алгоритмов.- Ценообразование на основе данных и прогнозирование спроса: базовая идея оценки эластичности спроса по цене, различие постановок задачи ценообразования в случае ограниченного и динамически меняющегося предложения, обзор решений с помощью машинного обучения, роль прогнозирования спроса в ценообразовании и логистике, различие между спросом на материальные и цифровые товары и услуги.- Скоринг: классическая задача оценки вероятности дефолта, особенности постановки и валидации, популярные подходы, скоринг мошенников, скоринг склонности клиента к произвольному действию (на примере оттока)- Лидогенерация: построение рекламных сегментов на основе правил, расширение и сужение сегментов с помощью look-alike моделей, positive-unlabeled learning, таргетирование рекламы с помощью прогнозов вероятности целевого действияМодуль 2 — Оптимизация расходов бизнеса- Приоритизация инвестиций и оптимизация расходов производства- Детектирование аномалий (примеры: утечки электроэнергии, фродовые продажи, предиктивное обслуживание)- Оптимизация маркетинговых расходов- Оптимизация работы персонала и процессов в компании. Управление мотивацией и численностью. Business process mining.- Автоматизация работы с помощью deep learning. Чат-боты и LLM. Автоматизация с помощью Computer Vision.Модуль 3 — Обзор применений по отраслям- Телеком: планирование развития сети, блокировка спама, продвижение услуг и удержание клиентов в B2C и B2B сегментах. Ритейл и e-commerce: рекомендации, прогноз спроса, ценообразование, управление персоналом (Workforce management)- Банки и FinTech: процесс выдачи кредитов (связь рисков, лимитов и ставок, типы крединтых продуктов и особенности задач), применение машинного обучения для продвижения финансовых услуг и работы с лояльностью клиентов, машинное обучение в управлении личными финансами и инвестициями- Промышленность и сельское хозяйство: оптимизация расходов при производстве, предиктивные ремонты и предиктивное устранение дефектов производства, автоматизация работы персонала- РайдТех: ценообразование в такси, кикшеринге и доставке, прогноз ожидаемого времени прибытия, применение машинного обучения для улучшения пользовательского опыта- Рекламные технологии: инфраструктура для показа digital рекламы и оптимизация открутки рекламы на своем и на внешнем инвентаре, реклама на телевидении, телемаркетинг и наружная реклама - оценка эффективности и оптимизация инвестиций. Медиа: персональные рекомендации контента в видео- и аудио- стриминге, рекомендации текстового контента, трудности оценки инвестиций в контент, рекламные механики на основе computer vision и генеративных моделей
Цель освоения дисциплины
- Цель курса — научить студентов использовать машинное обучение для решения прикладных задач.
Планируемые результаты обучения
- Владеет понятием алгоритмов на больших данных (рекомендательные системы и интернет-реклама)
- Знает теоретические основы машинного обучения: постановку задачи и общий подход к ее решению.
- Знает группы факторов, влияющих на ценообразование
Содержание учебной дисциплины
- Введение
- Рекомендательные системы и поиск
- Ценообразование на основе данных и прогнозирование спроса
- Скоринг
- Uplift и лидогенерация
- Приоритизация инвестиций и оптимизация расходов производства
- Детектирование аномалий
- Оптимизация маркетинговых расходов
- Оптимизация работы персонала и процессов в компании
- Автоматизация работы с помощью deep learning. Чат-боты и LLM. Автоматизация с помощью Computer Vision
- Телеком, Ритейл и e-commerce
- Банки и FinTech
- Промышленность и сельское хозяйство
- RideTech
- AdTech
Элементы контроля
- Домашнее заданиеПервая домашняя работа весит 3 балла. Все остальные домашние задания весят по 5 баллов.
- ЭкзаменУстный экзамен по материалам лекций и семинаров.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th moduleСумма баллов за домашние задания нормируется на шкалу от 0 до 10. Если студент не согласен с итоговой оценкой – он может прийти на экзамен, тогда оценка будет выставлена как максимум между оценкой за ДЗ и оценкой на экзамене.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Prince, S. J. D. (2012). Computer Vision : Models, Learning, and Inference. New York: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=458656
- Основы машинного обучения - Лимановская О.В., Алферьева Т.И. - ФЛИНТА - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1891377 - 957065 - ZNANIUM
Рекомендуемая дополнительная литература
- Фальк, К. Рекомендательные системы на практике : руководство / К. Фальк , перевод с английского Д. М. Павлова. — Москва : ДМК Пресс, 2020. — 448 с. — ISBN 978-5-97060-774-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/179458 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.