Бакалавриат
2024/2025





Медиафэндомы: исследования фан-культуры
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Ним Евгения Генриевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с областью fan studies и ключевыми направлениями в изучении фэндомов и фанатов. В современном мире фан-культура – не нишевый феномен, а повседневный и повсеместный опыт взаимодействия множества людей с любимым медиаконтентом. Помимо активного потребления медиаразвлечений фанаты вовлечены в разнообразные культуры соучастия и креативные практики (требующие определенных медийных навыков). В рамках курса будут рассмотрены: различные подходы к пониманию фэндомов и фан-культуры; методология и этика fan studies (включая феномен «акафанов); структура и виды фан-сообществ; типы фанатских практик (фанфикшн, косплей, любительский перевод, фансаббинг/фандаббинг, фанарты, фанвидео, машинима и др.); взаимоотношения фан-сообществ и медиаиндустрии. Также мы затронем такие темы как фэндом и политика, фэндом и религия, фэндом и маркетинг, фэндом и образование, фэндом и искусственный интеллект. В процессе изучения курса студенты будут анализировать конкретные кейсы – фан-комьюнити отдельных сериалов, анимации, комиксов, видеоигр, музыкальных групп, селебрити и брендов. Курс базируется на работах зарубежных исследователей фан-культуры (Генри Дженкинс, Мэтт Хиллс, Пол Бут, Марк Даффет, Франческо Коппа, Кристина Буссе и др.) и публикациях российских авторов.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представление об исследованиях фан-культуры.
- Развить навыки исследования фанатских практик и сообществ.
Планируемые результаты обучения
- Формулирует ключевые понятия и концепции в области фан-исследований
- Использует эмпирические методы для изучения фанатских практик и сообществ
- Анализирует фэндомы в контексте развития медиатехнологий
- Объясняет связь фэндомов, поп-культуры и медиаиндустрии
- Осуществляет критическую рефлексию существующих подходов в фан-исследованиях
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Исследования фан-культуры: ключевые понятия и подходы
- Тема 2. Структура, виды и этика фан-сообществ
- Тема 3. Фанатские практики, платформы и медиатехнологии
- Тема 4. Медиафэндомы и общество
- Тема 5. Фэндом, медиа и социальные конфликты
Элементы контроля
- Посещаемость пяти семинарских встреч
- Домашнее задание 2.
- Мини-эссе
- Домашнее задание 1.Выполняется в командах, во внеаудиторное время. Студенты выбирают одно из заданий по темам первого или второго семинара и готовят презентацию. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
- Домашнее задание 3.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * Домашнее задание 1. + 0.2 * Домашнее задание 2. + 0.2 * Домашнее задание 3. + 0.2 * Мини-эссе + 0.1 * Посещаемость пяти семинарских встреч
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A companion to media fandom and fan studies, , 2018
- Popular music fandom : identities, roles and practices, , 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Linden, H., & Linden, S. (2017). Fans and Fan Cultures: Tourism, Consumerism and Social Media. United Kingdom, Europe: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20227185
- Mizuko Ito, Daisuke Okabe, & Izumi Tsuji. (2012). Fandom Unbound : Otaku Culture in a Connected World. Yale University Press.