Бакалавриат
2024/2025





Инструменты и методы в коммуникационных исследованиях
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Инструменты и методы в коммуникационных исследованиях» является первой обязательной дисциплиной специализации «Исследования в коммуникациях», состоит из 2-х частей: ч.1 «Инструменты и методы в коммуникационных исследованиях: теория и практика» - 3 модуль 3 курса, ч. 2 «Инструменты и методы в коммуникационных исследованиях: технологии и инструменты» - 4 модуль 3 курса и 1 модуль 4 курса, включает 2 промежуточных контроля, итоговая оценка по дисциплине формируется в сессию 1 модуля 4 курса.
Часть 1 «Инструменты и методы в коммуникационных исследованиях: теория и практика» посвящена целеполаганию использования исследований в коммуникациях. Цель– обеспечить студентов необходимыми навыками и умениями для определения, какое исследование для каких целей применяется. В результате освоения ч.1. студенты смогут составлять дизайн исследования, формулировать гипотезы и выводы на основании данных, разрабатывать рекомендации и находить инсайты для принятия решений. Работа в рамках блока строится вокруг освоения методов и подходов при поиске идей, управлении кампанией и оценки эффективности. Курс сочетает в себе лучшие практики различных методов исследований.
Часть 2 «Инструменты и методы в коммуникационных исследованиях: технологии и инструменты» посвящена применению современных методов обработки количественных данных для целей коммуникационного исследования. Цель – обеспечить студентов необходимыми навыками и умениями для работы с эмпирическими данными, обобщения полученных результатов и создания уникальных коммуникационных продуктов на основании исследования. В результате освоения ч.2 студенты смогут применять методы статистики и машинного обучения для проведения коммуникационных исследований, формулировать выводы на основании данных и принимать решения, исходя из результатов исследований. Работа в рамках курса строится вокруг освоения методов и подходов обработки данных, построения и обучения моделей, применения их для решения реальных кейсов. Курс сочетает в себе лучшие практики аналитической работы, элементы анализа больших данных и основы дата-ориентированных коммуникаций, что является приоритетным направлением в индустрии сегодня.
Цель освоения дисциплины
- овладение базовыми теоретическими подходами к коммуникационным исследованиям (ч.1)
- формирование профессиональных компетенций по разработке дизайна и проведения коммуникационного исследования (ч.2.)
- формирование профессиональных компетенций для проведения социологических, маркетинговых и коммуникационных исследований в сфере рекламы и PR (ч.2)
- • формирование профессиональных компетенций по работе с данными, используя язык программирования Python и его библиотеки, методы статистического моделирования и машинного обучения (ч.2)
Планируемые результаты обучения
- Знает ключевые понятия, цели и задачи, основные параметры и методы исследований в коммуникациях
- Владеет основными подходами к анализу данных в коммуникационных исследованиях
- Владеет коммуникационным исследованием как инструментом измерения эффективности управления коммуникацией, поиска идей и управления коммуникационной кампанией
- Умеет разрабатывать дизайн коммуникационного исследования
- Знает основные статистические методы для обработки данных
- Умеет собирать и анализировать данные с помощью современных технических средств
- Владеет языком программирования Python и его инфраструктурой
- Владеет методами анализа текстовой информации
Содержание учебной дисциплины
- 1.1 История и теоретические основы развития коммуникационных исследований
- 1.2 Перспективы развития коммуникационных исследований
- 1.3 Типы данных и исследований в коммуникациях
- 1.4 Дизайн исследования и метрики в коммуникациях
- 1.5 Цели и задачи в коммуникационных кампаниях и исследованиях
- 1.6 Коммуникационные исследования и поиск идей
- 1.7 Коммуникационные исследования и управление кампанией
- 1.8 Коммуникационные исследования и оценка эффективности
- 1.9 Исследование как информационный повод
- 1.10 Интегральный подход к измерениям и инсайты в исследованиях
- Часть 2. Тема 2.1 Основы коммуникационных исследований. Технические инструменты и методы. Статистические методы в коммуникационных исследованиях. 2.1 Введение в коммуникационные исследования
- 2.2 Исследования в индустрии коммуникаций
- 2.3 Язык программирования Python и его инфраструктура как инструменты коммуникационных исследований
- 2.4 Сбор данных из открытых источников данных с использованием инструментов парсинга
- 2.5 Средства хранения данных. Основы SQL. Графовые БД
- 2.6 Статистические методы в коммуникационных исследованиях
- 2.7 2. Методы машинного обучения в коммуникационных исследованиях Основы машинного обучения для коммуникационных исследований. Основной паттерн обучения. Анализ тональности
- 2.8 Методы машинного обучения в коммуникационных исследованиях. Классификация
- 2.9 Методы машинного обучения в коммуникационных исследованиях. Кластеризация
- 2.10 Методы машинного обучения в коммуникационных исследованиях. Рекомендательные системы
- 2.11 Методы машинного обучения в коммуникационных исследованиях. Анализ и прогнозирование трендов
- 2.12 Методы машинного обучения в коммуникационных исследованиях. Обнаружение аномалий
- 2.13 Методы машинного обучения в коммуникационных исследованиях. Ансамбли моделей
- 2.14 Методы машинного обучения в коммуникационных исследованиях. Анализ изображений
Элементы контроля
- ЭссеПисьменная работа, выполняемая дома, должна быть сдана в срок и содержать не менее 500 слов. Срок сдачи эссе – 25 февраля 2025 года
- Работа на семинареОбязательное оценивание студентов запланировано на 5 семинарах.
- Контрольная работаКонтрольная работа на знание материала курса (лекционных и семинарских занятий). Включает 30 вопросов.
- Активность
- ТестЭкзамен выполняется в формате теста. Продолжительность: 60 мин.
- Контрольная работаКР проводятся и в онлайн, и в офлайн формате. Выполняются в формате решения практических задач. КР проводятся по темам: "Язык программирования Python и его инфраструктура как инструменты коммуникационных исследований"; "Сбор данных из открытых источников данных с использованием инструментов парсинга"; "Средства хранения данных. Основы SQL. Графовые БД"; "Статистические методы в коммуникационных исследованиях"
- Активность
- Проект
- Тест
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Работа на семинаре + 0.25 * Эссе
- 2024/2025 4th module0.25 * Активность + 0.45 * Контрольная работа + 0.3 * Тест
- 2025/2026 1st module0.2 * Активность + 0.5 * Проект + 0.3 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 9781785284571 - Romano, Fabrizio - Learning Python - 2015 - Packt Publishing - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1133614 - nlebk - 1133614
- 9781787129566 - Layton, Robert - Learning Data Mining with Python, Second Edition - 2017 - Packt Publishing - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1534825 - nlebk - 1534825
- Croucher, S. M., & Cronn-Mills, D. (2019). Understanding Communication Research Methods : A Theoretical and Practical Approach (Vol. Second edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1776493
- Hayes, A. F. (2005). Statistical Methods for Communication Science. Mahwah, N.J.: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=268335
- Hetland, M. L. (2014). Python Algorithms : Mastering Basic Algorithms in the Python Language (Vol. Second edition). [New York, N.Y.]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1174465
- Python и анализ данных : первичная обработка данных с применением pandas, NumPy и Jupiter, Маккинни, У., 2023
- Python и анализ данных, Маккинни, У., 2015
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- PR фирмы: технология и эффективность, Тульчинский, Г. Л., 2001
- Предварительная подготовка данных в Python. Т. 1: Инструменты и валидация, Груздев, А. В., 2023
- Предварительная подготовка данных в Python. Т. 2: План, примеры и метрики качества, Груздев, А. В., 2023