Бакалавриат
2024/2025





Современные методы исследования культуры
Статус:
Курс обязательный (Культурология)
Направление:
51.03.01. Культурология
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Радченко Дарья Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе освоения дисциплины студенты познакомятся с типами ситуаций, в которых необходимы исследования, с источниками данных, основными видами дизайна исследований в культуре, качественными и количественными методами сбора данных и качественными методами анализа данных. Курс также нацелен на формирование «методологической чувствительности» или критического взгляда на методологию исследования. Этот курс поможет научиться видеть сильные и слабые стороны в методологии любого этапа исследования - в постановке исследовательского вопроса, в инструментарии сбора и анализа данных, оценивать достаточность оснований для выводов исследования и т.д. В рамках курса студенты разработают несколько проектов исследования от формулировки исследовательского вопроса до выбора дизайна, подбора качественных или количественных методов и апробации выбранной методологии в контексте ситуации, вызвавшей необходимость исследования.
Цель освоения дисциплины
- Освоение учащимися ключевых методов полевой работы, камеральной обработки данных и наиболее распространенных современных методов анализа культурного текста
Планируемые результаты обучения
- Знать ключевые качественные и количественные методы исследований культурного текста, отличительные признаки различных методологий и границы их применений
- Уметь конструировать дизайн исследования в соответствии с поставленными задачами и типами изучаемых текстов
- Уметь грамотно использовать качественные и количественные методы при работе с культурным текстом
- Знать ключевую проблематику и дискуссии, связанные с этикой научной деятельности
- Владеть навыками подготовки инструментария для полевой исследовательской работы
- Владеть навыками реализации опросных техник исследования, корректной и экологичной коммуникацией с субъектами исследования
- Владеть навыками камеральной обработки полевых материалов
- Владеть культурой научного мышления, речи и письма
- Уметь создавать новые и гибридные методологические инструменты
- Уметь корректно сочетать методы исследования разного типа в научной работе
- Уметь представлять результаты исследования в устной и письменной форме
- Уметь создавать объяснительные модели на основании применения изучаемых методов;
- Владеть навыками конструирования выборочных совокупностей в качественных и количественных методах
Содержание учебной дисциплины
- 1. Дизайн исследования
- 2. Полевые методы исследования
- 3. Методы анализа текста
Элементы контроля
- Контрольная работа № 2Контрольная работа №2 проводится после завершения Раздела 3 курса («Методы анализа текста») на последнем занятии. Выполнение контрольной работы очное, занимает до 30 минут и подразумевает решение предложенного практического кейса по применению изученных методов исследования к конкретной исследовательской ситуации.
- Контрольная работа № 1Контрольная работа №1 проводится после завершения Разделов 1 и 2 курса («Дизайн исследования» и «Полевые методы исследования»). Выполнение контрольной работы очное, занимает до 30 минут и подразумевает решение предложенного практического кейса.
- Работа на семинарах
- Устный экзаменИтоговое оценивание происходит в форме устного экзамена, состоящего из ответа на вопрос по одной из тем курса и решения практического задания. Формула оценивания: 5* теоретический вопрос + 5* решение практического задания
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.1 * Контрольная работа № 1 + 0.1 * Контрольная работа № 2 + 0.5 * Работа на семинарах + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A companion to digital humanities, , 2004
- Digital humanities in practice, , 2012
- Field research : a sourcebook and field manual, , 2015
- Thorne, B. (1980). “You Still Takin” Notes?’ Fieldwork and Problems of Informed Consent. https://doi.org/10.2307/800247
- Белошицкая, Н. Н. Political Discourse Analysis in Socio-Cultural Paradigm: Theory and Practice = Политический дискурс-анализ в социо-культурной парадигме: теория и практика : учебное пособие / Н. Н. Белошицкая. — Архангельск : САФУ, 2019. — 116 с. — ISBN 978-5-261-01371-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/161861 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Дискурс-анализ : теория и метод, Йоргенсен, М. В., 2008
- Дмитриенко, Г. В. Методология и методы научных исследований : учебное пособие / Г. В. Дмитриенко, Д. В. Мухин. — Ульяновск : УлГТУ, 2021. — 225 с. — ISBN 978-5-9795-2148-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/259700 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Как собрать данные в полевом качественном исследовании, Ваньке, А. В., 2020
- Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
- Основы качественного исследования : обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс, А., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- A field guide for science writers, , 2006
- Routledge international handbook of research methods in digital humanities, , 2021
- The big humanities : digital humanities/ digital laboratories, Lane, R. J., 2017
- Trubnikova, N. V., & Ageeva, V. V. (2016). Discourse Analysis and the 'History of Notions” of Reinhardt Koselleck in the Adoption of the Contemporary Western Historiography ; Дискурс-Анализ И «История Понятий» Райнхарта Козеллека В Современной Западной Историографии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A063F077
- Гарфинкель, Г., & Корбут, А. (2011). What is ethnomethodology? ; Что такое этнометодология?
- Драматургия качественного полевого исследования, Ильин, В. И., 2006