2023/2024





Основы педагогического дизайна
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
1-4 модуль
Онлайн-часы:
2
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Чернобай Елена Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Педагогический дизайн (Instructional design) — относительно новое понятие в современной системе образования. В его основу положено использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса от планируемых образовательных результатов, различных типов учебных задач и др. Курс направлен на обучение студентов эффективным методам и способам конструирования программ учебных предметов/курсов, сценариев учебных занятий. В рамках курса обучающиеся научатся проектировать образовательные результаты, содержание учебных программ, обеспечивать обратную связь и подбирать необходимые стратегии преподавания.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса - обучение студентов основам педагогического дизайна для использования в профессиональной деятельности. Практические навыки: 1. Классифицировать образовательные модели по типам: от образовательных результатов, от аутентичных проблем. Сравнивать модели между собой по способам достижения планируемых образовательных результатов. 2. Разрабатывать образовательные продукты с помощью моделей: understanding by design, 4/с id model и др. Объяснять внутреннюю согласованность компонентов образовательного продукта с учетом особенностей той или иной модели. 3. Использовать инструменты для развития мотивации у обучающихся. 4. Объяснять и различать методы сбора и анализа обратной связи о спроектированных образовательных продуктах, аргументировать выбор того или иного метода.
Планируемые результаты обучения
- определять новые роли обучающегося и педагога
- объяснять понятие «универсальные компетентности и новая грамотность»
- дифференцировать образовательные результаты исходя из их типологии
- называть ключевые шаги в учебном планировании в системе OBE
- использовать понятие "педагогический дизайн”
- знать основные теории обучения
- иметь представление о направлениях исследовательской повестки в области педагогического дизайна
- понимать, какие существуют креативные методологии в педагогическом дизайне
- объяснять понятие “мотивация” в контексте процесса обучения
- различать внешнюю и внутреннюю мотивацию, объяснять понятие “континуум мотивации”
- использовать инструменты для создания мотивирующего образовательного продукта
- использовать модель мотивации к обучению Джона Келлера — ARCS-V и модель самонаправленного обучения Джеральда Гроу
- понимать принцип конструктивной согласованности в педагогическом дизайне
- иметь представление о типологии образовательных продуктов
- знать и описывать этапы модели ADDIE
- иметь представление о разработке образовательного продукта по модели ADDIE
- знать теоретические основания персонализированного обучения
- уметь шкалировать учебные цели
- отбирать под учебные цели учебные задания
- проектировать учебные модули для персонализация обучения школьников/студентов
- понимать для решения каких задач может быть использована модель UbD
- использовать понятие «Большие идеи» для разработки планируемых образовательных результатов и приводить примеры больших идей
- уметь проектировать цели по граням понимания, формулировать ключевые вопросы и подбирать под грани учебные задания и критерии их оценки
- знать и использовать этапы модели UbD для разработки продукта
- объяснять теоретические основания модели
- определять, для решения каких задач может быть использована 4C/ID model
- описывать компоненты 4С/ID model для разработки образовательного продукта
- определять десять шагов в рамках 4С/ID model
- проектировать учебные задачи, направленные на решение аутентичной проблемы
- разрабатывать образовательный продукт по модели 4С/ID с использованием четырех компонентов
- объяснять понятие обратной связи
- отличать эффективную (конструктивную) обратную связь от неэффективной
- использовать техники для предоставления обратной связи
- понимать ценность обратной связи для процесса проектирования и обучения
- объяснять определение, критерии и функции профессиональных обучающихся сообществ учителей
- отличать локальные ассоциации педагогов от профессиональных обучающихся сообществ
- определять формы учебных ресурсов и материалов, создаваемых профессиональными обучающимися сообществами учителей
- использовать инструменты для развития профессиональных обучающихся сообществ учителей
Содержание учебной дисциплины
- Представление концепции курса. Новые вызовы системе образования.
- Высокая мода педагогического дизайна: понятие и исследовательская повестка
- Мотивационный дизайн
- Модель ADDIE: «классика жанра» и возможности её использования
- Модель персонализированного компетентностного обучения
- Модель Understanding by design: проектирование от образовательных результатов
- 4C/ID model: проектирование от аутентичных проблем
- 4C/ID model: проектирование от аутентичных проблем_1
- Обратная связь в учебном процессе
- Как обучаться в профессиональном сообществе?
Элементы контроля
- Неделя 1. ТестТест по материалам Недели 1
- Неделя 2. ТестТест по материалам Недели 2
- Неделя 3. ТестТест по материалам Недели 3
- Неделя 4. ТестТест по материалам Недели 4
- Неделя 5. ТестТест по материалам Недели 5
- Неделя 6. ТестТест по материалам Недели 6
- Неделя 7. ТестТест по материалам Недели 7
- Неделя 8. ТестТест по материалам Недели 8
- Неделя 9. ТестТест по материалам Недели 9
- Неделя 10. ТестТест по материалам Недели 10
- Итоговый тестТест по всем пройденным материалам
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.5 * Итоговый тест + 0.05 * Неделя 1. Тест + 0.05 * Неделя 10. Тест + 0.05 * Неделя 2. Тест + 0.05 * Неделя 3. Тест + 0.05 * Неделя 4. Тест + 0.05 * Неделя 5. Тест + 0.05 * Неделя 6. Тест + 0.05 * Неделя 7. Тест + 0.05 * Неделя 8. Тест + 0.05 * Неделя 9. Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gray, C. M., Parsons, P., Toombs, A. L., Rasche, N., & Vorvoreanu, M. (2020). Designing an Aesthetic Learner Experience: UX, Instructional Design, and Design Pedagogy. International Journal of Designs for Learning, 11(1), 41–58.
- Merrill, M. D. (2015). A Pebble-in-the-Pond Model For Instructional Design. Performance Improvement, 54(1), 42–48. https://doi.org/10.1002/pfi.21454
- Norbert M. Seel, Thomas Lehmann, Patrick Blumschein, & Oleg A. Podolskiy. (2017). Instructional Design for Learning : Theoretical Foundations. Brill.
- Массовое высшее образование : триумф БРИК?, Карной, М., 2014
- Томас, Г. Образование: Очень краткое введение / Г. Томас , перевод с английского А. А. Архиповой. — Москва : Высшая школа экономики, 2016. — 176 с. — ISBN 978-5-7598-1323-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100155 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Образование: Очень краткое введение - 978-5-7598-1323-1 - Томас Г. - 2016 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/353006 - 353006 - iBOOKS