• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2025/2026

Аспирантский семинар

Статус: Курс обязательный
Направление: 00.00.00. Аспирантура
Когда читается: 3-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Для реализации данной дисциплины разработаны исследовательские и методологические инструменты, интенсифицирующие подготовку аспирантами диссертационного исследования. Такая практическая задача предполагает стимулирование научного интереса к его реализации в исследовании и оформлению результатов в текстовой форме. В рамках курса продолжается формирование навыков постановки исследовательских задач, реферированию научной литературы, глубокое освоение и применение современных методологических подходов к оформлению поисковых запросов, в том числе с помощью ИИ, нейросетевые решения, работа с источниками. Одним из ключевых разделов курса является коллективное обсуждение и перекрестное рецензирование презентаций, статей, готовящихся к публикации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели и задачи семинара - выработать у аспирантов профессиональные навыки представления результатов самостоятельной исследовательской работы, ведения научной дискуссии и участия в работе профессионального исследовательского коллектива. Задачи: знакомство аспирантов с материалами наиболее заметных филологических международных и всероссийских конференций, летних школ, освоение актуального филологического знания, отечественного и зарубежного, способность к критическому анализу результатов научной деятельности коллег; развитие навыков работы в условиях выполнения коллективных проектов, развитие способности к самостоятельному построению и аргументированному представлению научной гипотезы, владение приёмами и методами научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества; развитие умения профессионально излагать результаты своих исследований и представлять их в виде научных публикаций, информационно-аналитических материалов и презентаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать актуальные направления современной филологической науки
  • знать теоретические основы и принципы проведения научного исследования
  • уметь интегрировать самостоятельное научное исследование в научную парадигму современного филологического знания
  • знать эмпирические методы организации научного исследования
  • уметь использовать полученные знания о методах организации научного исследования в образовательном процессе
  • уметь планировать самостоятельную научно -исследовательскую деятельность
  • формулировать базовые подходы и методологические принципы исследования в филологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Введение в планирование и организацию диссертационного исследования.
  • Блок 2. Построение эмпирического плана диссертационного исследования. Обсуждение программ эмпирического исследования.
  • Блок 3. Сбор информации о наиболее значимых в избранной области исследования отечественных и зарубежных научных мероприятиях, исследовательских проектах. Дискуссии об этапах формулировки проблем и гипотез.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссии
  • неблокирующий Доклад/презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd semester
    0.5 * Доклад/презентация + 0.5 * Доклад/презентация + 0.5 * Участие в дискуссии + 0.5 * Участие в дискуссии
  • 2024/2025 2nd semester
    0.5 * Доклад/презентация + 0.5 * Доклад/презентация + 0.5 * Участие в дискуссии + 0.5 * Участие в дискуссии
  • 2025/2026 1st semester
    0.5 * Доклад/презентация + 0.5 * Доклад/презентация + 0.5 * Участие в дискуссии + 0.5 * Участие в дискуссии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • О русской поэзии : анализы, интерпретации, характеристики, Гаспаров, М. Л., 2001
  • Структура научных революций, Кун, Т., 2009
  • Теория литературы. Проблемы и результаты : учеб. пособие для магистратуры и аспирантуры, Зенкин, С. Н., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вопросы литературы. N.5, , 2004
  • Психология, Выготский, Л. С., 2002

Авторы

  • Казарцев Евгений Вячеславович
  • Баринова Анастасия Александровна
  • Пенская Елена Наумовна