Бакалавриат
2025/2026



Стратегический менеджмент
Статус:
Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Институт развития креативных индустрий
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
60
Охват аудитории:
для всех
Язык:
английский
Кредиты:
3
Course Syllabus
Abstract
Настоящая дисциплина готовит студентов к стратегическому мышлению в эпоху цифровой экономики, когда основная ценность бизнеса и его конкурентные преимущества возникают чаще всего из способностей и умения бизнес использовать и создавать нематериальные активы, а также сетевых эффектов бизнеса, нежели только от физических активов или экономии на масштабе.Цель освоения дисциплины:получение комплекса знаний о содержании стратегического управления, методах формирования стратегии, содержании стратегий и их реализации;формирование навыков проведения анализа внешней и внутренней сред компании и определению стратегических альтернатив;освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений в условия развивающейся глобальной цифровой экономики.Планируемые результаты обучения:назвать причины появления стратегического управления, предметном поле стратегического управления, каким образом динамика внешней среды влияла на эволюцию систем управления компанией, основные подходы к определению понятия стратегия, основные этапы развития теории стратегического управления, элементы стратегического процесса, уровни стратегических решений;отличать типы заинтересованных сторон и факторы, определяющих их влияние, цели формирования миссии, и понятия "стратегические намерения" и их роли в разработке стратегии, задачи управления по целям, области выдвижения целей. Кроме того, студенты научатся строить карту заинтересованных сторон, формулировать цели и KPI организации;различать компоненты внешней среды и подходы к ее анализу, каким образом используются ключевые факторы успеха при разработке стратегии, а также должны уметь строить матрицу - PESTEL-анализа, анализировать воздействие конкурентных сил с помощью модели 5 сил (а также 6 сил), а также строить карты стратегических групп конкурентов;перечислять виды и ценности ресурсов и компетенций, подходы к их развитию, описывать цепочки ценности, а также будут уметь проводить VRIS анализ ресурсов компании, а также использовать цепочку ценности для принятия решений;распознавать базовые стратегии М.Портера, в т.ч. в части характеристик стратегий лидерства по издержкам, дифференциации и фокусирования, особенности стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли, гибридные и иные виды бизнес стратегий, а также умеют использовать матрицу Ансоффа для принятия управленческих решений;описывать характеристики корпоративной стратегии фирмы, предпосылки и особенности осуществления стратегий интеграции и диверсификации, вопросы управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным головным центром, подходы к анализу и управлению бизнес портфелем корпораций;проектируют основные элементы реализации стратегии, влияющие на достижение успеха.Основная литература:(HBR) Коллектив авторов - Стратегия - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961442625 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8833Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст: электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028918
Learning Objectives
- Цель освоения дисциплины: получение комплекса знаний о содержании стратегического управления, методах формирования стратегии, содержании стратегий и их реализации; формирование навыков проведения анализа внешней и внутренней сред компании и определению стратегических альтернатив; освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений в условия развивающейся глобальной цифровой экономики.
Expected Learning Outcomes
- назвать причины появления стратегического управления, предметном поле стратегического управления, каким образом динамика внешней среды влияла на эволюцию систем управления компанией, основные подходы к определению понятия стратегия, основные этапы развития теории стратегического управления, элементы стратегического процесса, уровни стратегических решений
- отличать типы заинтересованных сторон и факторы, определяющих их влияние, цели формирования миссии, и понятия "стратегические намерения" и их роли в разработке стратегии, задачи управления по целям, области выдвижения целей. Кроме того, студенты научатся строить карту заинтересованных сторон, формулировать цели и KPI организации
- различать компоненты внешней среды и подходы к ее анализу, каким образом используются ключевые факторы успеха при разработке стратегии, а также должны уметь строить матрицу - PESTEL-анализа, анализировать воздействие конкурентных сил с помощью модели 5 сил (а также 6 сил), а также строить карты стратегических групп конкурентов
- перечислять виды и ценности ресурсов и компетенций, подходы к их развитию, описывать цепочки ценности, а также будут уметь проводить VRIS анализ ресурсов компании, а также использовать цепочку ценности для принятия решений
- распознавать базовые стратегии М.Портера, в т.ч. в части характеристик стратегий лидерства по издержкам, дифференциации и фокусирования, особенности стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли, гибридные и иные виды бизнес стратегий, а также умеют использовать матрицу Ансоффа для принятия управленческих решений
- описывать характеристики корпоративной стратегии фирмы, предпосылки и особенности осуществления стратегий интеграции и диверсификации, вопросы управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным головным центром, подходы к анализу и управлению бизнес портфелем корпораций
- проектируют основные элементы реализации стратегии, влияющие на достижение успеха
Course Contents
- 1. Введение в стратегическое управление
- 2. Стратегическое целеполагание
- 3. Стратегический анализ: внешняя среда современных организаций
- 4. Стратегический анализ: внутренняя среда фирмы
- 5. Стратегии бизнес-уровня
- 6. Стратегии корпоративного уровня
- 7. Преобразование организации для реализации стратегии
- 8. Построение устойчивых цепочек ценности и стратегии устойчивого развития
Bibliography
Recommended Core Bibliography
- 8833 - Alpina - Стратегия - (HBR) Коллектив авторов - Альпина Паблишер - 9785961442625 - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8833
- 8930 - Alpina - Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - М.Портер - Альпина Паблишер - 9785961443363 - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
- Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028918
Recommended Additional Bibliography
- Bradley, C., Hirt, M., & Smit, S. (2018). Eight shifts that will take your strategy into high gear. McKinsey Quarterly, 2, 89–99.
- Bradley, C., Hirt, M., & Smit, S. (2018). Strategy to beat the odds. McKinsey Quarterly, 1, 31–41.
- Campbell, A., & Szulanski, G. (2015). Knowing when corporate headquarters adds rather than subtracts value. McKinsey Quarterly, 4, 102–110.
- D’Aveni, R. A. (2007). Mapping YOUR Competitive Position. Harvard Business Review, 85(11), 110–120.
- KAHNEMAN, D., ROSENFIELD, A. M., GANDHI, L., & BLASER, T. (2016). NOISE: How to Overcome the High, Hidden Cost of Inconsistent Decision Making. (cover story). Harvard Business Review, 94(10), 38–46.
- Kaplan, R. S., & Norton, D. R. (2005). The Balanced Scorecard: Measures That Drive Performance. (cover story). Harvard Business Review, 83(7/8), 172–180.
- Leinwand, P., & Rotering, J. (2017). How to Excel at Both Strategy and Execution. Harvard Business Review Digital Articles, 2–5.
- MALNIGHT, T. W., BUCHE, I., & DHANARAJ, C. (2019). Put Purpose at the CORE of Your Strategy. Harvard Business Review, 97(5), 70–79.
- Webb, A. (2019). How to Do Strategic Planning Like a Futurist. Harvard Business Review Digital Articles, 2–7.
- Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
- Эволюция теории стратегического управления, Катькало, В. С., 2009