Бакалавриат
2025/2026





Специальное проектирование. Управление в аудиовизуальных индустриях
Статус:
Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Институт развития креативных индустрий
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
23
Контактные часы:
408
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Специальное проектирование. Управление в аудиовизуальных индустриях» читается для студентов 2-4-го курсов бакалавриата, обучающихся по специализации «Управление в аудиовизуальных индустриях».
В рамках дисциплины предусмотрены основные разделы:
1. Основы современных аудиовизуальных индустрий. Введение в специальность, в т.ч.:
• Основы современной индустрии зрелищ в РФ;
• Основы современной музыкальной индустрии в РФ;
• Основы современной киноиндустрии в РФ;
2. Продюсирование медиасобытий в АВИ
3. Основы продюсирования в музыкальной индустрии
4. Основы продюсирования в киноиндустрии
5. Продвижение контента в киноиндустрии
6. Продюсерский спецназ.
7. Креативные финансы. Работа с грантами в АВИ
8. Организация и продвижение фестивалей
9. Основы A&R‑менеджмента в музыкальной индустрии
10. Правовые основы деятельности в АВИ
Студенты узнают основные форматы производства контента сразу в трех творческих отраслях: киноиндустрии, музыкальной индустрии и индустрии зрелищ. Познакомятся со спецификой дистрибуции фильмов и сериалов в кинопрокате, на ТВ и в онлайнплатформах. Узнают основы организации и проведения крупных культурно-массовых мероприятий и фестивалей. Изучат основные этапы производства и дистрибуции музыкального аудиоконтента. Изучат основы проектного управления сразу в трех отраслях: кино, музыке и организации зрелищ. Познакомятся со спецификой операционного менеджмента и маркетинга в этих отраслях. Узнают основы креативного продюсирования, изучат специфику и особенности управления творческим коллективом в каждой из трех креативных индустрий (кино, музыка и зрелища).
Познакомятся со спецификой креативного творческого процесса, его основными стадиями и механизмами действия. Научатся выстраивать медиакоммуникации с целевыми аудиториями аудиовизуальных индустрий. Познакомятся со всеми существующими каналами доставки аудиовизуального контента сразу в трех творческих отраслях: киноиндустрии, музыкальной индустрии и индустрии зрелищ.
Познакомятся со спецификой продвижения фильмов и сериалов в кинопрокате, на ТВ и в онлайн платформах. Узнают основы продвижения крупных культурно-массовых мероприятий и фестивалей. Изучат особенности продвижения музыкального аудиоконтента. Научатся проектировать зрелищные мероприятия с использованием эффективного инструментария кино и музыкальной индустрий. Изучат специфику музыкальных фестивалей и кинофестивалей.
Изучат основы управления ресурсами сразу в трех отраслях: кино, музыке и организации зрелищ. Познакомятся со спецификой финансового и правового менеджмента в этих отраслях.
Цель освоения дисциплины
- • Познакомить студентов со всеми каналами доставки контента в аудиовизуальных индустриях. • Сформировать навыки креативного планирования проектов на стыке трех индустрий: кино, музыка, зрелища. • Сформировать базовые навыки продвижения проектов посредством инструментария трех индустрий (кино, музыка, зрелища). Познакомить студентов с основами проектного управления в кино, музыке и индустрии зрелищ. • Сформировать навыки организации бизнес-процессов в аудиовизуальных индустриях. • Сформировать навыки управления творческим коллективом при организации проектной деятельности. • Научить проводить исследование компонентов креативной среды и оценивать состояния креативного потенциала в аудиовизуальных индустриях. • Сформировать базовые навыки формирования креативных стратегий развития субъектов аудиовизуальных индустрий. • Научить выявлять наиболее эффективные каналы коммуникаций в аудиовизуальных индустриях. • Сформировать базовые навыки работы с медиа для решения основных задач субъектов аудиовизуальных индустрий. • Научить проектировать зрелищные мероприятия в аудиовизуальных индустриях. • Сформировать навыки управления ресурсами и бюджетирования в аудиовизуальных индустриях. • Получить базовый опыт привлечения финансирования для креативных индустрий (кино, музыка, зрелища).
Планируемые результаты обучения
- проектировать крупных культурно-массовых мероприятий (фестивалей) с применением эффективных инструментов кино- и музыкальной индустрий;
- использовать навыки создания рекламных кампаний: от стадии предпродакшна до релиза;
- применять инструменты нематериальной мотивации в своей проектной деятельности;
- реализовывать креативные социологические исследования, проектировать (конструировать) формы креативной деятельности в аудиовизуальных отраслях;
- определять и исследовать эффективность существующих каналов медиакоммуникаций основных объектов и субъектов аудиовизуальных индустрий в рамках собственных проектов, создавать кампании по продвижению аудиовизуального продукта;
- предлагать бюджетирование крупных культурно-массовых мероприятий (фестивалей), кинопроектов и музыкальных гастролей.
- Реализация креативных или социологических исследований, проектирование (конструирование) форм креативной деятельности в аудиовизуальных отраслях
- Разработка комплексной концепции фестиваля с учетом современных трендов кино- и музыкальной индустрии
- Создание эффективной структуры управления проектом
- Формирование детального плана реализации мероприятия
- Оптимизация бюджета с учетом максимальной эффективности вложений
- Освоение современных методов продвижения культурно-массовых мероприятий
- Способность создавать качественный визуальный контент для продвижения
- Разработка музыкальной программы мероприятия
- Организация сотрудничества с музыкальными продюсерами и исполнителями
- Применение современных форматов музыкальных выступлений
- Разработка стратегии продвижения от предпродакшна до релиза
- Создание эффективных рекламных материалов
- Умение работать с различными каналами коммуникации
Содержание учебной дисциплины
- 1. Основы современных аудиовизуальных индустрий. Введение в специальность
- 2. Продюсирование медиасобытий в аудиовизуальных индустриях
- 3. Основы продюсирования в музыкальной индустрии
- 4. Основы продюсирования в киноиндустрии
- 5. Продвижение контента в киноиндустрии
- 6. «Продюсерский спецназ». Современные технологии производства контента
- 7. Креативные финансы. Работа с грантами в АВИ
- 8. Организация и продвижение фестивалей
- 9. Основы A&R‑менеджмента в музиндустрии
- Правовые основы деятельности в аудиовизуальной индустрии
Элементы контроля
- Посещение занятийВ данном случае оценивается присутствие как на лекционных, так и на семинарских занятиях.
- Письменная проектная работаВыполняется индивидуально.
- Устное публичное выступление (защита проекта)
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 учебный год 1 модульО ит = 0,3*Орф + 0,4*Ок + 0,3*Опр где: Орф – оценка за подготовленный реферат. Ок – оценка за разработанную концепцию, при этом: Ок = (Ок1 + Ок2 + Ок3 + Ок4 + Ок5 + Ок6 + Ок7 + Ок8 + Ок9 + Ок10) * 0,1 где Ок1 – оценка за раздел «Основная идея». Ок2 – оценка за раздел «Социальный аспект». Ок3 – оценка за раздел «Актуальность и общественная значимость». Ок4 – оценка за раздел «Уникальность проекта и его новизна». Ок5 – оценка за раздел «Цели и задачи проекта». Ок6 – оценка за раздел «Описание механики проекта». Ок7 – оценка за раздел «План реализации проекта и его основные этапы». Ок8 – оценка за раздел «Ожидаемые качественные результаты». Ок9 – оценка за раздел «Ожидаемые количественные результаты». Ок10 – оценка за раздел «Каналы коммуникации с целевыми группами проекта». Опр – оценка за подготовленную презентацию и разработанный визуальный образ собственного проекта. Все оценки выставляются по 10-бальной шкале.
- 2024/2025 учебный год 2 модульОценка = Посещаемость * 0,2 + Пресс-центр * 0,4 П – Посещаемость ПЦ – Задания: количество и качество проведенных пресс-конференций по актуальным событиям в АВИ: • до 3 пресс-конференций (командная оценка, до 3-х чел. в проектной команде). Правило округления: Итоговая оценка округляется по арифметическим правилам. Пересдача по дисциплине проходит в письменном формате по заранее подготовленным темам. Всего 10 тем. По каждой теме из 10 лекций (на выбор) необходимо подготовить текстовую публикацию (всего 10 публикаций), которая должна отвечать следующим критериям: • соответствие заявленной теме лекции, • наличие актуального новостного инфоповода из событий АВИ, • исследование инфоповода по заявленной теме. Главный критерий оценки редакционных заданий – количество и качество подготовленных пресс-конференций по актуальным событиям в АВИ. При этом, студент (в составе проектной команды) может выбрать ту или иную роль: • продюсер; • ведущий; • редактор. Студент (в составе проектной команды) должен подготовить и провести 3 пресс-конференции на актуальную тему АВИ, в контексте прослушанного лекционного материала учебной дисциплины. Соответственно, оценка 10 баллов будет в том случае, если студент подготовил и провел 3 мероприятия (пресс-конференция, брифинг и т.п.). Каждое неподготовленное (несостоявшееся) мероприятие – минус балл (в процентном отношении) от текущей оценки.
- 2024/2025 учебный год 3 модульО ит = 0,5*Оис + 0,5*Опр где: Оис – оценка за проведенное исследование и подготовленный по его результатам реферат. Опр – оценка за подготовленную презентацию и разработанный визуальный образ собственного проекта. Все оценки выставляются по 10-бальной шкале.
- 2024/2025 учебный год 4 модульО ит = 0,2 СЦ + 0,2 СМ + 0,2 КПП + 0,1В + 0,1 К + 0,1 Л +0,1 М где: Оит – итоговоя оценка, СЦ – сценарий, СМ – смена, КПП – календарно постановочный план, В - планирование съемочного дня, К- подбор команды, Л – выбор локации, М – маркетинговая стратегия Все оценки выставляются по 10-бальной шкале.
- 2025/2026 учебный год 1 модульО ит = 0,2 ПФ + 0,1 КО + 0,2 SWOT + 0,2П + 0,1 Р + 0,1 СТ +0,1 М где: Оит – итоговоя оценка, ПФ – подбор фильма, КО – конкурентное окружение, SWOT – анализ, П - позиционирование, Р- реклама, СТ – стратегия, М – медиапланирование. Все оценки выставляются по 10-бальной шкале.
- 2025/2026 учебный год 2 модульОит = 0,9 * Опр + 0,1 * Оакт где: Опр — оценка за презентацию, где описан практический опыт и знания Оакт — оценка за активность на лекциях и встречах с приглашенными спикерами Критерии оценки: • Практическое участие: Насколько успешно студент выполнял поставленные задачи в проекте. Уровень вовлеченности и ответственность. • Качество работы: Творческий и профессиональный вклад студента в общий результат проекта. Готовность адаптироваться к реальным условиям работы. • Презентация: Структурированность и полнота отчета. Умение аргументировать свои действия и предложить выводы на основе полученного опыта. • Самоанализ: Осознанное отношение к обучению и личностному росту. Анализ своих сильных и слабых сторон. Все оценки выставляются по 10-бальной шкале.
- 2025/2026 учебный год 3 модульО ит = 0,6*Ок + 0,4*Од Ок – сумма всех критериев оценки с учетом их коэффициента значимости: Ок = 0,2*Ок1 + 0,1*Ок2 + 0,2*Ок3 + 0,15*Ок4 + 0,05*Ок5 + +0,05*Ок6 + 0,05*Ок7 + 0,15*Ок8 + 0,05*Ок9 + 0,05*Ок10 где Ок1 – оценка за критерий «Актуальность и общественная значимость проекта». Ок2 – оценка за критерий «Логическая связность и реализуемость проекта». Ок3 – оценка за критерий «Уникальность творческой концепции проекта». Ок4 – оценка за критерий «Реалистичность бюджета проекта». Ок5 – оценка за критерий «Масштаб реализации проекта». Ок6 – оценка за критерий «Объем собственного вклада / привлекаемых ресурсов». Ок7 – оценка за критерий «Значимость и успешность опыта заявителя». Ок8 – оценка за критерий «Соответствие опыта и компетенций команды проекта планируемой деятельности и ее масштабу». Ок9 – оценка за критерий «Партнерская поддержка проекта». Ок10 – оценка за критерий «Визуализация проекта». Од – сумма оценок за соблюдение 10 дедлайнов на основных этапах проекта: Од = Д1 + Д2 + Д3 + Д4 + Д5 + Д6 + Д7 + Д8 + Д9 + Д10 где Д1-Д10 – оценки за выполнение дедлайна: 1 – выполнен; 0 – не выполнен. Все оценки выставляются по 10-бальной шкале.
- 2025/2026 учебный год 4 модульО ит = 0,3*Ос + 0,3*Об + 0,3*Од + 0,1*Ов где Ок – оценка за содержание проекта; Об – оценка за бизнес-план проекта; Од – оценка за соблюдение дедлайнов; Ов – оценка за визуализацию проекта. Од – сумма оценок за соблюдение 10 дедлайнов на основных этапах проекта: Од = Д3 + Д4 + Д5 + Д6 + Д7 + Д8 + Д9 + Д10 + Д11 + Д12 где Д3-Д12 – оценки за выполнение дедлайнов: 1 – выполнен; 0 – не выполнен. Критерии оценки: • Содержание проекта (глубина и качество проработки) • Бизнес-план проекта (глубина и качество проработки) • Соблюдение дедлайнов (10 главных этапов проекта). • Визуализация проекта. Все оценки выставляются по 10-бальной шкале.
- 2026/2027 учебный год 1 модульО ит = 0,3*Оац + 0,2*Оутп + 0,2*Осм + 0,1*Оюл+ 0,2*Опз где: Оац - аналитика и цифровые метрики — до 3 баллов Точность сбора данных, A/B анализ, таблицы, интерпретации, выводы. Оутп - позиционирование и УТП — до 2 баллов Насколько чётко сформулирована уникальность, moodboard, аудитория. Осм - стратегия релиза и маркетинг — до 2 баллов Конкретность, реалистичность плана. Привязка к целевой платформе. Оюл - юридическая логика (deal memo) — до 1 балла Содержатся ли ключевые параметры контракта, адекватны ли условия, учтены ли риски для обеих сторон. Опз - презентация и защита — до 2 баллов Визуальная логика, питч, уверенность, аргументация, ответы на вопросы, структура. Все оценки выставляются по 10-бальной шкале.
- 2026/2027 учебный год 2 модульО ит = 0,3*Отз + 0,4*Опп + 0,2*Оан + 0,1*Окм Где Отз - теоретические знания (30%): понимание правовых принципов и терминологии Опп - практическое применение (40%): способность применять знания в реальных ситуациях Оан - аналитические навыки (20%): умение анализировать сложные правовые ситуации Окм - коммуникативные навыки (10%): качество презентации и защиты проектов Все оценки выставляются по 10-бальной шкале.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Мастерство продюсера кино и телевидения : учебник для вузов, Огнев, К., 2009
- Мастерство продюсера кино и телевидения : учебник для вузов, Огнев, К., 2016
- Огурчиков П.К., Сидоренко В.И., Падейский В.В. - Мастерство продюсера кино и телевидения - ЮНИТИ-ДАНА - 2017 - ISBN: 978-5-238-01329-9 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=340893
Рекомендуемая дополнительная литература
- Переверзев М.П., Косцов Т.В., Переверзев М.П. - Менеджмент в сфере культуры и искусства - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - ISBN: 978-5-16-006927-2 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=422204
- Сидоренко В.И., Звегинцева Е.А., Гусева И.Л. и др. - Трудовые аспекты продюсирования - ЮНИТИ-ДАНА - 2020 - ISBN: 978-5-238-03304-4 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=375711
- Сидоренко В.И., Криволуцкий Ю.В., Огурчиков П.К. и др. - Продюсерство. Управление кинопроектом - ЮНИТИ-ДАНА - 2017 - ISBN: 978-5-238-02961-0 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=341904
- Сидоренко В.И., Огурчиков П.К., Шадрина М.В. - Ресурсы кинобизнеса - ЮНИТИ-ДАНА - 2019 - ISBN: 978-5-238-03257-3 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=375702