Бакалавриат
2025/2026




Введение в армянскую христианскую традицию
Статус:
Курс обязательный (Христианский Восток)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
5-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
английский
Кредиты:
3
Course Syllabus
Learning Objectives
- Познакомиться с основными вехами и явлениями истории, культуры, языка и религии армянского народа с IV по XVIII век.
- Развитие навыков критической работы с письменными источниками и визуальными материалами, а также понимание многообразия культурных моделей на пространстве Кавказа и Византийской империи.
- Ориентироваться в хронологической и культурно-исторической карте Армении IV–XVIII вв., понимать ключевые события и процессы, такие как христианизация, арабское и сельджукское владычество, монгольский период, армяно-православные и армяно-католические инициативы, интеллектуальное возрождение в Киликии и диаспорах, а так же интеллектуальное, монашеское движение XVII века на территориях исторической Армении.
- Знать основные памятники армянской письменной традиции, архитектуры, книжности и теологической мысли; уметь работать с первичными и вторичными источниками, а также обращаться к переведенным армянским источникам в контексте общих историко-культурных процессов.
Expected Learning Outcomes
- Студент ориентируется в хронологической и культурно-исторической карте Армении IV–XVIII вв. Он понимает ключевые события и процессы (христианизация, арабское и сельджукское владычество, монгольский период и т.д.).
- Студент знает основные памятники армянской письменной традиции, архитектуры, книжности и теологической мысли; умеет работать с первичными и вторичными источниками, а также обращается к переведенным армянским источникам в контексте общих историко-культурных процессов.
- Студент понимает историческую динамику армяно-византийских, армяно-арабских, армяно-грузинских и армяно-латинских связей; развивает компетенции межкультурного анализа.
Course Contents
- Христианизация Армении
- Месроп Маштоц и создание армянской письменности: язык, письменность и идентичность; армянская историография V–VIII веках
- Эпоха Багратидов: политическая независимость и культурное возрождение; монастыри как центры книжности и памяти
- Киликийское царство и армянская латинская «модернизация» некоторых ритуальных аспектов ААЦ; армянская архитектура и эпиграфика как зеркало идеологии
- Армяне и Византия: между полемикой и симбиозом; межэтнические и межконфессиональные взаимодействия армян с грузинскими, ассирийскими и сирийскими общинами в Закавказье и Верхней Месопотамии
- Армяне при сельджуках и монголах: миграции, адаптация, книжность; армянская миниатюра: художественные школы и визуальная риторика
- Армянские диаспоры; многообразие и сосуществование в много-культурном обществе Османской и Сефевидской империй (XVII–XVIII вв.); анахоретическое движение и интеллектуальные сети Армении XVII века
- Армяно-иранские связи: от Сефевидов до Джуги; армянская книга и международные контакты: Амстердам, Венеция, Константинополь; армянская культура на пороге Нового раннего времени: миссии, книги, школы
Interim Assessment
- 2025/2026 учебный год 2 модуль0.125 * Домашнее задание + 0.125 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Bibliography
Recommended Core Bibliography
- Армения. Полная история страны : [от древности до наших дней], Гнуни, В., 2022
Recommended Additional Bibliography
- Cecota, B. (2019). Арсен К. Шагинян, ’Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти’, Алетейя, Санкт-Петербург 2011, pp. 511. https://doi.org/10.18778/2084-140X.04.21