• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Этика и социальная ответственность бизнеса

Статус: Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает сочетание теоретических и практических занятий (дискуссий, деловых игр, решения кейсов, проведения интервью, подготовка групповых проектов). В рамках теоретических занятий изучаются вопросы об основных подходах к изучению этики бизнеса, КСО и устойчивости, совместных усилиях государства, бизнеса, общества в реализации 17 Целей Устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУРов) и международном законодательстве, регламентирующем КСО. Практические занятия направлены на выработку умений и навыков интегрировать инструменты прикладной этики и концепции этики бизнеса в управленческие процессы в компании, как то: навыки решения этических дилемм, анализа профессиональных и корпоративных этических кодексов, применения инструментов регулирования этичного поведения в компании, этического лидерства. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с кейсами российских и зарубежных компаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с основными понятиями, концепциями и стандартами в области этики бизнеса, корпоративной социальной ответственностью (КСО); анализ «лучших» и «худших» практик международных и российских компаний по этике бизнеса и КСО; выявление и обсуждение причин барьеров и возможностей стимулирования социально-ответственного поведения компаний в России; формирование навыков выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте, коррупционных кейсов; осознание собственной позиции и отношения к социально-ответственному поведению.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определять этические вопросы в практике бизнеса;
  • определять альтернативы этического выбора менеджера на рабочем месте;
  • называть причины возникновения концепций этики бизнеса и КСО;
  • объяснять основные виды этических нарушений компаний и последствия их влияния на практику бизнеса, экономику и общество в целом (в т.ч. коррупционных практик);
  • отличать этические основания решения этических дилемм;
  • объяснять важнейшие этические теории и применять их к практическим ситуациям в компании;
  • применять алгоритмы решения этических дилемм;
  • использовать модели принятия решений в ситуации ценностных конфликтов и этических дилемм;
  • перечислять инструменты формирования этичного и нравственного поведения работников в компании;
  • определять основные виды этических нарушений компаний и последствия их влияния на работников, компанию, экономику и общество в целом;
  • объяснять и обсуждать соответствующие регулятивные меры и возможности для снижения количества этических нарушений и противодействия коррупции в бизнесе;
  • формулировать и анализировать возможные самостоятельные действия бизнеса для снижения этических нарушений;
  • распознавать инструменты регулирования в организации этических нарушений и противодействия коррупции;
  • обосновывать критерии этического поведения сотрудников при решении конфликтных ситуаций из практики комиссий по деловой этике;
  • описывать содержание международных стандартов, регламентирующих КСО;
  • называть конкурентные преимущества, которые получает компания, реализующая КСО.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования этичного и нравственного поведения. Проблема устойчивости
  • 2. Этика бизнеса как академическая дисциплина: истоки, структура, вопросы и проблемы макро- и микроэтики
  • 3. Профессиональная этика и ее влияние на этические вопросы бизнеса
  • 4. Моральные стандарты организации и этические дилеммы принятия решений менеджером
  • 5. Управление этикой в организации
  • 6. Антикоррупционное поведение компаний
  • 7. Корпоративная социальная ответственность и корпоративная устойчивость (КСОиУ)
  • 8. Нефинансовая отчетность для финансовой устойчивости
  • 9. Социально-ответственное поведение компаний в России: особенности контекста, барьеры и стимулы, практики КСОиУ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 учебный год 1 модуль
    Итоговый (экзаменационный) тест * 0.3 + Домашнее задание * 0.5 + Тест * 0.2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Канке В.А. - Бизнес-этика - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - ISBN: 978-5-16-014193-0 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=419356

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bowie, N. E. (2013). Business Ethics in the 21st Century. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=581508
  • Schwartz, M. S. (2017). Business Ethics : An Ethical Decision-Making Approach. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470324
  • Silver, D. (2015). Business Ethics in the 21st Century, by Norman E. Bowie. Dordrecht: Springer, 2013. 235 pp. ISBN: 978-9400762220. Business Ethics Quarterly, (02), 279. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.buetqu.v25y2015i02p279.282.00

Авторы

  • Астахова Алена Геннадьевна