Бакалавриат
2025/2026




Этика и социальная ответственность бизнеса
Статус:
Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Институт развития креативных индустрий
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина предполагает сочетание теоретических и практических занятий (дискуссий, деловых игр, решения кейсов, проведения интервью, подготовка групповых проектов). В рамках теоретических занятий изучаются вопросы об основных подходах к изучению этики бизнеса, КСО и устойчивости, совместных усилиях государства, бизнеса, общества в реализации 17 Целей Устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУРов) и международном законодательстве, регламентирующем КСО. Практические занятия направлены на выработку умений и навыков интегрировать инструменты прикладной этики и концепции этики бизнеса в управленческие процессы в компании, как то: навыки решения этических дилемм, анализа профессиональных и корпоративных этических кодексов, применения инструментов регулирования этичного поведения в компании, этического лидерства. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с кейсами российских и зарубежных компаний.
Цель освоения дисциплины
- знакомство с основными понятиями, концепциями и стандартами в области этики бизнеса, корпоративной социальной ответственностью (КСО); анализ «лучших» и «худших» практик международных и российских компаний по этике бизнеса и КСО; выявление и обсуждение причин барьеров и возможностей стимулирования социально-ответственного поведения компаний в России; формирование навыков выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте, коррупционных кейсов; осознание собственной позиции и отношения к социально-ответственному поведению.
Планируемые результаты обучения
- определять этические вопросы в практике бизнеса;
- определять альтернативы этического выбора менеджера на рабочем месте;
- называть причины возникновения концепций этики бизнеса и КСО;
- объяснять основные виды этических нарушений компаний и последствия их влияния на практику бизнеса, экономику и общество в целом (в т.ч. коррупционных практик);
- отличать этические основания решения этических дилемм;
- объяснять важнейшие этические теории и применять их к практическим ситуациям в компании;
- применять алгоритмы решения этических дилемм;
- использовать модели принятия решений в ситуации ценностных конфликтов и этических дилемм;
- перечислять инструменты формирования этичного и нравственного поведения работников в компании;
- определять основные виды этических нарушений компаний и последствия их влияния на работников, компанию, экономику и общество в целом;
- объяснять и обсуждать соответствующие регулятивные меры и возможности для снижения количества этических нарушений и противодействия коррупции в бизнесе;
- формулировать и анализировать возможные самостоятельные действия бизнеса для снижения этических нарушений;
- распознавать инструменты регулирования в организации этических нарушений и противодействия коррупции;
- обосновывать критерии этического поведения сотрудников при решении конфликтных ситуаций из практики комиссий по деловой этике;
- описывать содержание международных стандартов, регламентирующих КСО;
- называть конкурентные преимущества, которые получает компания, реализующая КСО.
Содержание учебной дисциплины
- 1. Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования этичного и нравственного поведения. Проблема устойчивости
- 2. Этика бизнеса как академическая дисциплина: истоки, структура, вопросы и проблемы макро- и микроэтики
- 3. Профессиональная этика и ее влияние на этические вопросы бизнеса
- 4. Моральные стандарты организации и этические дилеммы принятия решений менеджером
- 5. Управление этикой в организации
- 6. Антикоррупционное поведение компаний
- 7. Корпоративная социальная ответственность и корпоративная устойчивость (КСОиУ)
- 8. Нефинансовая отчетность для финансовой устойчивости
- 9. Социально-ответственное поведение компаний в России: особенности контекста, барьеры и стимулы, практики КСОиУ
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 учебный год 1 модульИтоговый (экзаменационный) тест * 0.3 + Домашнее задание * 0.5 + Тест * 0.2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Канке В.А. - Бизнес-этика - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - ISBN: 978-5-16-014193-0 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=419356
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bowie, N. E. (2013). Business Ethics in the 21st Century. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=581508
- Schwartz, M. S. (2017). Business Ethics : An Ethical Decision-Making Approach. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470324
- Silver, D. (2015). Business Ethics in the 21st Century, by Norman E. Bowie. Dordrecht: Springer, 2013. 235 pp. ISBN: 978-9400762220. Business Ethics Quarterly, (02), 279. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.buetqu.v25y2015i02p279.282.00