• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Специалитет 2025/2026

История русского и мирового кино: персонажи и сюжеты

Статус: Курс обязательный (Актер)
Кто читает: Институт кино
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Специальность: 52.05.01. Актерское искусство
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История русского и мирового кино. Персонажи и сюжеты» позволяет освоить фундаментальные знания из области истории кино — как сформировались основные средства киноязыка и кинодраматургии, как развивались драматургия кино, как она приобрела свой современный вид — темами авангардного кино, инноваций в киноязыке и кинодраматургии, интеллектуально-философского кино, реалистичного кино, авторского кино и актуальных направлений современной кинодраматургии и что его ждет в ближайшей перспективе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Углубить знания в области периодизации развития кинематографа, основных направлений мирового кино, особенностей главных национальных кинематографий
  • Освоить расширенный словарь понятий киноязыка и получить углубленное представление о его эволюции
  • Получить углубленные навыки драматургического мышления и профессионального просмотра фильма
  • Получить понимание актуальных тенденций кинодраматургии: нелинейная драматургическая композиция, гибкое использование и расширение рамок правил классической кинодраматургии, подходы важнейших персон мирового кино
  • Закрепить профессиональный навык анализа фильма по плану: структура истории, главный герой, важные драматические сцены
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Детально излагает историю развития кинематографа, периодизацию зарубежного и отечественного кинематографа, ключевые вехи, имена, направления и фильмы в истории кино
  • Рассказывает обо всех главных эпохах развития кинематографа и его направлениях
  • Применяет на практике расширенные принципы кинодраматургии: трехактное повествование, конфликт героя и антагониста, управляющая идея, фигура героя, структура сцены, нелинейная композиция, гибкое использование и расширение рамок правил классической кинодраматургии
  • Анализирует фильм по заданному плану: структура истории, главный герой, важные драматические сцены
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в киноязык. Появление кино
  • Тема 2. Кино как независимое искусство
  • Тема 3. Российское дореволюционное кино
  • Тема 4. Голливуд 1920-х гг.
  • Тема 5. ​​Советское кино 1920-х гг.
  • Тема 6. Немецкий экспрессионизм и каммершпиле
  • Тема 7. ​​Конец 1920-х гг. Авангард
  • Тема 8. ​​Звуковое кино — звук как аттракцион и как костыль
  • Тема 9. ​​Советский кинематограф 1930-х гг.
  • Тема 10. Поэтический реализм
  • Тема 11. Орсон Уэллс
  • Тема 12. Американский нуар
  • Тема 13. Семестровый зачет. Классическое кино
  • Тема 14. Итальянский неореализм
  • Тема 15. Притчевое кино
  • Тема 17. Жанровое кино. Саспенс
  • Тема 16. Кино военного времени. Малокартинье. Оттепель
  • Тема 18. Французская новая волна
  • Тема 19. Авторское кино
  • Тема 20. Авторское кино, продолжение
  • Тема 21. Новое кино США и его влияние на европейское кино
  • Тема 22. Новое кино СССР
  • Тема 23. Андрей Тарковский
  • Тема 24. ​​Постмодернизм и метамодернизм. Клиповая эстетика. «Догма-95». Национальное кино. Современное кино
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Доклад 1
    Доклад предполагает участие в работе пары студентов по теме анализа фильма по плану: разбор структуры истории, характеристика главных героев, значение фильма.
  • неблокирующий Доклад 2
    Доклад предполагает участие в работе пары студентов по теме анализа фильма по плану: разбор структуры истории, характеристика главных героев, значение фильма.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Устный экзамен предполагает устный ответ на два вопроса по темам курса. Оценки, вес которых составляет до 30%, без дополнительных указаний пересдаче не подлежат.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Доклад 1 + 0.2 * Доклад 2 + 0.3 * Посещаемость + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кино как универсальный язык, Ахметов, К. С., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как хорошо продать хороший сценарий : придумай историю, которая понравится всем, Червинский, А. М., 2019

Авторы

  • Ахметов Камилл Спартакович
  • Удалова Анастасия Владимировна