Специалитет
2025/2026




История русского и мирового кино: персонажи и сюжеты
Статус:
Курс обязательный (Актер)
Кто читает:
Институт кино
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ахметов Камилл Спартакович
Специальность:
52.05.01. Актерское искусство
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
96
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «История русского и мирового кино. Персонажи и сюжеты» позволяет освоить фундаментальные знания из области истории кино — как сформировались основные средства киноязыка и кинодраматургии, как развивались драматургия кино, как она приобрела свой современный вид — темами авангардного кино, инноваций в киноязыке и кинодраматургии, интеллектуально-философского кино, реалистичного кино, авторского кино и актуальных направлений современной кинодраматургии и что его ждет в ближайшей перспективе.
Цель освоения дисциплины
- Углубить знания в области периодизации развития кинематографа, основных направлений мирового кино, особенностей главных национальных кинематографий
- Освоить расширенный словарь понятий киноязыка и получить углубленное представление о его эволюции
- Получить углубленные навыки драматургического мышления и профессионального просмотра фильма
- Получить понимание актуальных тенденций кинодраматургии: нелинейная драматургическая композиция, гибкое использование и расширение рамок правил классической кинодраматургии, подходы важнейших персон мирового кино
- Закрепить профессиональный навык анализа фильма по плану: структура истории, главный герой, важные драматические сцены
Планируемые результаты обучения
- Детально излагает историю развития кинематографа, периодизацию зарубежного и отечественного кинематографа, ключевые вехи, имена, направления и фильмы в истории кино
- Рассказывает обо всех главных эпохах развития кинематографа и его направлениях
- Применяет на практике расширенные принципы кинодраматургии: трехактное повествование, конфликт героя и антагониста, управляющая идея, фигура героя, структура сцены, нелинейная композиция, гибкое использование и расширение рамок правил классической кинодраматургии
- Анализирует фильм по заданному плану: структура истории, главный герой, важные драматические сцены
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в киноязык. Появление кино
- Тема 2. Кино как независимое искусство
- Тема 3. Российское дореволюционное кино
- Тема 4. Голливуд 1920-х гг.
- Тема 5. Советское кино 1920-х гг.
- Тема 6. Немецкий экспрессионизм и каммершпиле
- Тема 7. Конец 1920-х гг. Авангард
- Тема 8. Звуковое кино — звук как аттракцион и как костыль
- Тема 9. Советский кинематограф 1930-х гг.
- Тема 10. Поэтический реализм
- Тема 11. Орсон Уэллс
- Тема 12. Американский нуар
- Тема 13. Семестровый зачет. Классическое кино
- Тема 14. Итальянский неореализм
- Тема 15. Притчевое кино
- Тема 17. Жанровое кино. Саспенс
- Тема 16. Кино военного времени. Малокартинье. Оттепель
- Тема 18. Французская новая волна
- Тема 19. Авторское кино
- Тема 20. Авторское кино, продолжение
- Тема 21. Новое кино США и его влияние на европейское кино
- Тема 22. Новое кино СССР
- Тема 23. Андрей Тарковский
- Тема 24. Постмодернизм и метамодернизм. Клиповая эстетика. «Догма-95». Национальное кино. Современное кино
Элементы контроля
- Посещаемость
- Доклад 1Доклад предполагает участие в работе пары студентов по теме анализа фильма по плану: разбор структуры истории, характеристика главных героев, значение фильма.
- Доклад 2Доклад предполагает участие в работе пары студентов по теме анализа фильма по плану: разбор структуры истории, характеристика главных героев, значение фильма.
- Устный экзаменУстный экзамен предполагает устный ответ на два вопроса по темам курса. Оценки, вес которых составляет до 30%, без дополнительных указаний пересдаче не подлежат.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Доклад 1 + 0.2 * Доклад 2 + 0.3 * Посещаемость + 0.3 * Устный экзамен