Бакалавриат
2025/2026





Немецкий язык
Статус:
Курс обязательный (Античность)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Воронцова Мария Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Немецкий язык» является курсом базовой профильной части профессионального цикла образовательной программы «Античность». Развитая научная традиция Германии и, как следствие, наличие обширной литературы на немецком языке обуславливает требование достаточно бегло читать и понимать немецкие тексты по специальности. Знания основ грамматики немецкого языка и наличие навыка чтения, перевода и реферирования немецких текстов разного рода (прежде всего научных, научно-популярных и публицистических) является обязательным условием успешной учебной и научной деятельности обучающегося.
Цель освоения дисциплины
- 2 курс: Формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции на уровне А1, предполагающем готовность и способность студента осуществлять повседневное общение на немецком языке в самых простых коммуникативных ситуациях
- 3 курс: Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на уровне А2, предполагающем готовность и способность студента осуществлять повседневное общение на немецком языке в любых коммуникативных ситуациях и академическое общение в самых простых коммуникативных ситуациях
- 4 курс: Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на уровне В1, предполагающем готовность и способность студента осуществлять повседневное общение на немецком языке на любые темы и в любых коммуникативных ситуациях и для академического общения в наиболее частотных несложных коммуникативных ситуациях
- 5 курс: Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на уровне В1+, предполагающем готовность и способность студента свободно осуществлять повседневное и академическое общение на немецком языке в большинстве коммуникативных ситуаций
Планируемые результаты обучения
- умение передать чужое мнение (в частности, при пересказе содержания научных идей). Знание лексики и идиоматики по темам: экономика и хозяйство; вводные обороты; вступления и заключения
- знание значений причастий; умение выделять в тексте границы причастных оборотов, правильно переводить их; умение перефразировать причастные обороты. Знание лексики по темам: географические термины, природа; литературоведческие термины; обороты научной речи
- Знание лексики по темам: материальная культура и археология; обороты научной речи.
- знание морфологии глагола, умение правильно интерпретировать глагольные формы в тексте; умение анализировать научный текст на немецком языке, выделять и понимать грамматические конструкции; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение порождать формы. Знание лексики на темам: экономика и хозяйство в древности; лингвистическая терминология. Формы контроля: письменная контрольная работа.
- знание морфологии глагола, умение правильно интерпретировать глагольные формы в тексте; умение читать тексты по специальности (энциклопедии); умение анализировать научный текст на немецком языке, выделять и понимать грамматические конструкции; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение порождать формы. Знание лексики по темам: экономика и хозяйство в древности; литературоведческие термины.
- знание морфологии имени существительного, прилагательного, числительного; умение правильно интерпретировать формы в тексте; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение порождать формы. Знание лексики по темам: древнейшая история; природа. Формы контроля: письменная контрольная работа.
- знание основных элементов синтаксиса простого и сложного предложения; умение находить в тексте и верно интерпретировать придаточные; умение бегло читать тексты по специальности (научные статьи, научно-популярные тексты); умение анализировать научный текст на немецком языке, четко понимать грамматические конструкции, знать лексические и стилистические особенности немецкой научной речи; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение создавать текст.
- знание предлогов немецкого языка и их управления; знание основных элементов синтаксиса простого и сложного предложения; умение находить в тексте и верно интерпретировать придаточные; умение читать тексты по специальности; умение анализировать научный текст на немецком языке, четко понимать грамматические конструкции; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное. Знание лексики по темам: материальная культура и археология; обороты научной речи.
- знание способов выражения объективной и субъективной модальности, умение перефразировать; умение понимать и переводить пассажи с подобными конструкциями, использовать их. Знание лексики по темам: материальная культура и археология; модальные конструкции
- знание управления предлогов; знание основных глаголов с управлением; понимание важности информации об управлении глагола для верной интерпретации текста; умение правильно переводить и строить конструкции с местоименными наречиями; умение читать научно-популярные тексты по специальности. Знание лексики по темам: древнейшая и древняя история; обороты научной речи.
- знание фонетических и фонологических особенностей немецкого языка, знание правил чтения; умение бегло читать вслух немецкие тексты. Форма контроля: упражнения на чтение, чтение текста вслух.
- знание форм и правил употребления местоимений и артиклей; знание правил выбора окончаний прилагательных; умение правильно интерпретировать формы в тексте; умение читать тексты по специальности (грамматики, словари), умение анализировать научный текст на немецком языке; умение извлекать информацию из письменного научного текста; умение порождать формы. Знание лексики по темам: природа, география; лингвистическая терминология.
- знание форм местоимений и артиклей; умение правильно интерпретировать формы в тексте; умение извлекать информацию из письменного научного текста; умение порождать формы. Знание лексики по темам: древняя история; географические термины. Формы контроля: письменная контрольная работа.
- прочные знания по пройденным темам; понимание важности информации об управлении глагола для верной интерпретации текста; умение выражать обстоятельственные значения разными способами. Знание лексики и оборотов научной речи, принятых сокращений
- Понимает общий смысл, основные идеи и некоторые детали устных и письменных текстов на немецком языке, в том числе типичных для сферы академического общения
- Создает связные и достаточно аргументированные устные тексты на немецком языке, понятно выражает свои мысли и в целом достаточно эффективно общается в большинстве ситуаций, в том числе типичных для сферы академического общения
- Создает структурированные, связные письменные тексты на немецком языке, в целом учитывая правила академического общения
- Понимает основные идеи и некоторые детали устных и письменных текстов на немецком языке, в том числе типичных для сферы академического общения
- Создает в целом связные устные тексты на немецком языке на знакомую тематику, понятно выражает свои мысли, дает краткие пояснения и общается в большинстве ситуаций, в том числе типичных для сферы академического общения
- Создает несложные письменные тексты на немецком языке на знакомую тематику, в целом учитывая правила академического общения
- Понимает отдельные идеи, фрагменты и предложения устных и письменных текстов на немецком языке, в том числе типичных для сферы академического общения..
- Создает простые короткие устные и письменные тексты на немецком языке, понятно выражает мысли, используя в основном простые предложения.
- Принимает участие в несложной беседе на немецком языке, в том числе типичной для сферы академического общения.
Содержание учебной дисциплины
- Фонетика
- Повторение элементарной морфологии и синтаксиса
- Морфология имени и местоимений. Склонение прилагательных. Склонение и употребление артиклей
- Морфология глагола.
- Морфология артиклей и местоимений
- Причастия и причастные обороты. Перефразирование
- Предлоги в немецком языке. Управление глаголов. Местоименные наречия
- Морфология имени. Количественные и порядковые числительные.
- Способы выражения объективной и субъективной модальности
- Глагол. Морфология глагола.
- Сослагательное наклонение
- Синтаксис. Словообразование
- Предлоги в немецком языке. Синтаксис, словообразование
Элементы контроля
- Аудиторная работаДанный элемент контроля оценивает использование студентов иностранного языка для решения различных коммуникативных задач в процессе непосредственного взаимодействия преподавателя и обучающихся, в том числе с опорой на подготовленное домашнее задание.
- Текущий контроль 1 модульДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание фонетических, лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также устных и письменных речевых продуктов, созданных студентом.
- Текущий контроль 2 модульДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание фонетических, лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также устных и письменных речевых продуктов, созданных студентом.
- Текущий контроль 3 модульДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание фонетических, лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также устных и письменных речевых продуктов, созданных студентом.
- Текущий контроль 4 модульДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание фонетических, лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также устных и письменных речевых продуктов, созданных студентом.
- Устные элементы текущего контроляДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание фонетических, лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также устных и письменных речевых продуктов, созданных студентом.
- Письменные элементы текущего контроляДанный элемент контроля проверяет текущий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений студента и включает оценивание фонетических, лексических, грамматических тестов, тестов и заданий на аудирование и чтение, а также устных и письменных речевых продуктов, созданных студентом.
- Итоговая письменная работаИтоговая письменная работа проводится в конце учебного семестра и включает четыре раздела: 1 - Лексика и грамматика, 2 - Чтение, 3 - Аудирование, 4 - Письмо.
- Устный экзаменДанный элемент контроля оценивает уровень владения студентом устной речью для решения различных коммуникативных задач.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Текущий контроль 3 модуль + 0.25 * Текущий контроль 3 модуль + 0.25 * Текущий контроль 4 модуль + 0.25 * Текущий контроль 4 модуль + 0.25 * Устный экзамен + 0.25 * Устный экзамен
- 2024/2025 учебный год 2 модуль0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Текущий контроль 1 модуль + 0.25 * Текущий контроль 1 модуль + 0.25 * Текущий контроль 2 модуль + 0.25 * Текущий контроль 2 модуль + 0.25 * Устный экзамен + 0.25 * Устный экзамен
- 2024/2025 учебный год 4 модуль0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Текущий контроль 3 модуль + 0.25 * Текущий контроль 3 модуль + 0.25 * Текущий контроль 4 модуль + 0.25 * Текущий контроль 4 модуль + 0.25 * Устный экзамен + 0.25 * Устный экзамен
- 2025/2026 учебный год 1 модуль0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Письменные элементы текущего контроля + 0.25 * Письменные элементы текущего контроля + 0.25 * Устные элементы текущего контроля + 0.25 * Устные элементы текущего контроля + 0.25 * Устный экзамен + 0.25 * Устный экзамен
- 2025/2026 учебный год 3 модуль0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.15 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Текущий контроль 2 модуль + 0.25 * Текущий контроль 2 модуль + 0.25 * Текущий контроль 3 модуль + 0.25 * Текущий контроль 3 модуль + 0.25 * Устный экзамен + 0.25 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Themen neu 1, Lehrwerk fur Deutsch als Fremdsprache : Рабочая тетрадь, ed. Bock H., Eisfeld K.-H., Holthaus H., Schutze-Nohmke U., 203 s., , 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Schritte: Ubungsgrammatik, Gottstein-Schramm, B., 2010
- Themen neu 1 : Kursbuch, Aufderstrasse, H., 2001