• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Древний Египет и его соседи

Статус: Курс обязательный (Египтология)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Древний Египет и его соседи» изучается в последние два года бакалавриата и дает студентам возможность посмотреть на Египет в его геополитическом контексте. К этому времени у студентов уже будут углублённые знания древнеегипетской истории и языка, что позволит им изучать отношения древнего Египта с его соседями на более детальном уровне. Дисциплина покрывает торговые и дипломатические отношения Египта с народами Нубии, Леванта, Месопотамии, Анатолии, Персии, и Греции и состоит из двух ключевых компонентов: Курс 4: Студенты изучают главные военные кампании Египта против его соседей, концепции египетского империализма, вопросы аккультурации на границах Египта в различные периоды и факторы, которые привели к долговременной потере египетской независимости в первом тысячелетии до н.э.Курс 5: Студенты изучают взгляды древних египтян на их соседей (например, образ "мерзких нубийцев" в египетском мировоззрении) и взгляды соседей Египта на египтян (например, образ фараона в Библии). Студенты сопоставляют эти описания с реалиями археологических данных и рассматривают возможные причины, почему археологические и текстовые данные иногда не сходятся.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления о внешней политике Египта в контексте ближневосточных и африканских взаимодействий от Раннединастического до Позднего периода.
  • Освоение методов анализа текстов, археологических данных и пространственных моделей для реконструкции форм внешних контактов.
  • Приобретение опыта интерпретации геополитических и культурных процессов на периферии через работу с источниками, картографией и цифровыми инструментами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выстраивать хронологию и географическую карту внешних контактов Египта в контексте политических и экономических взаимодействий.
  • Называть и интерпретировать источники (надписи, археология, лексикография).
  • Сравнивать модели экспедиционного и дипломатического взаимодействия.
  • Называть и интерпретировать тематическую лексику.
  • Строить тематические карты в QGIS, выполняя базовые аналитические операции.
  • Использовать ИИ-модели для работы с научной литературой и выполнения прикладных задач
  • Использовать методики цифрового анализа лексики в корпусе TLA
  • Характеризовать этапы и цели военных кампаний.
  • Объяснять структуру управления египетской «империей».
  • Оценивать влияние экспансии на экономику и идеологию центра и периферии.
  • Классифицировать пограничные зоны Египта по функциям (военная, ресурсная, транзитная) и типу взаимодействия с местным населением.
  • Сопоставлять археологические и текстовые данные.
  • Анализировать стратегии кооптации элит и распространения египетских традиций.
  • Описывать эволюцию административных практик в пограничных регионах.
  • Интерпретировать процессы культурной трансформации и обмена.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Египет и внешний мир: основы, источники, контакты
    Формируемые цифровые и ИИ компетенции: Умение использовать ИИ-модели для составления тематических глоссариев и аргументации научной литературы Навык фильтрации и визуализации лемм (топонимы, названия стран) из corpus TLA с использованием Jupyter Notebook.
  • Военная экспансия и управление: "имперская" политика Египта
    Формируемые цифровые и ИИ компетенции: Умение использовать ИИ-модели для составления тематических глоссариев и аргументации научной литературы Способность адаптировать код Python для анализа титулов и границ, используя категории и хронологические фильтры.
  • Пограничье и этничность: взаимодействие и интеграция
    Формируемые цифровые и ИИ компетенции: Умение использовать ИИ-модели для составления тематических глоссариев и аргументации научной литературы Владение приёмами поиска этнонимов и топонимов в корпусе TLA.
  • Администрация, сакрализация и культурные трансформации периферии
    Формируемые цифровые и ИИ компетенции: Умение использовать ИИ-модели для составления тематических глоссариев и аргументации научной литературы Работа с геоданными и визуализация в QGIS
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Короткие тесты для проверки фактических знаний
  • неблокирующий Практикум по цифровым методам
    ИИ-аналитик (работа с LLM): Генерация глоссария по заданной теме на основе исследовательской литературы. Итеративное уточнение промта (prompt-engineering). Выделение ключевых понятий, аргументов, связей между терминами. ИИ-программист (работа с TLA и Jupyter): Поиск и извлечение лемм из корпуса TLA (HuggingFace или онлайн). Адаптация и доработка скрипта под фильтры по темам (топонимы, титулы и пр.). Сводный вывод: таблица лемм, распределение по эпохам, визуализация, экспорт в Markdown.
  • неблокирующий Индивидуальный проект
    Создание карты маршрута или экспедиции на основе египтологических исследований и египетских источников. Визуализация точек, типов объектов и маршрутов, аргументация выбора локаций.
  • неблокирующий Групповой проект
    Групповая визуализация системы египетского контроля на периферии: форты, храмы, письма. Анализ пространственных и текстовых связей, создание тематических карт и отчёта.
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 учебный год 1 модуль
    0.5 * Практикум по цифровым методам + 0.5 * Тест
  • 2025/2026 учебный год 4 модуль
    0.4 * Групповой проект + 0.2 * Индивидуальный проект + 0.2 * Практикум по цифровым методам + 0.2 * Тест
  • 2026/2027 учебный год 2 модуль
    1 * Экзамен
  • 2026/2027 учебный год 4 модуль
    1 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A history of ancient Egypt, Grimal, N., 2008
  • Amarna diplomacy : the beginnings of international relations, , 2000
  • Ancient Egyptian imperialism, Morris, E., 2018
  • Archaeology of empire in Achaemenid Egypt, Colburn, H. P., 2021
  • Egypt, Canaan, and Israel in Ancient Times, Redford, D. B., 1993
  • Texts from the Amarna Period in Egypt, Murnane, W. J., 1995
  • War in ancient Egypt : the new kingdom, Spalinger, A. J., 2005
  • Wretched Kush : ethnic identities and boundaries in Egypt's Nubian empire, Smith, S. T., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Army and society in Ptolemaic Egypt, Fischer-Bovet, C., 2019
  • Ramesses II : Egypt's ultimate pharaoh, Brand, P. J., 2023
  • The Amarna letters, , 1992
  • The ancient egyptian economy : 3000–30 BCE, Muhs, B., 2016
  • The Archaeology of Early Egypt : social transformations in North-East Africa, c.10,000 to 2,650 BC, Wengrow, D., 2009
  • The Dictionary of Ancient Egypt, Shaw, I., 2003
  • The El-Amarna correspondence. Vol. 1: ., , 2015
  • The El-Amarna correspondence. Vol. 2: ., , 2015
  • The Medinet Habu Records of the Foreign Wars of Ramesses III, Redford, D. B., 2018
  • The Middle Kingdom of Ancient Egypt : history, archaeology and society, Grajetzki, W., 2006
  • The Penguin historical atlas of Ancient Egypt, Manley, B., 1996
  • Красная земля : египетские пустыни в эпоху Древнего царства, Лебедев, М. А., 2025
  • Оксфордская история Древнего Египта. 700 тыс. лет до н. э. - 311 год н. э.. Кн.1: ., , 2024
  • Оксфордская история Древнего Египта. 700 тыс. лет до н. э. - 311 год н. э.. Кн.2: ., , 2024

Авторы

  • Александрова Екатерина Владимировна