• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Прошлое в музеях

Статус: Майнор
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса — познакомить студентов непрофильных специальностей с ролью музеев в сохранении артефактов (экспонатов) и создании коллективных представлений о прошлом. Музей – это институт прошлого, который становится всё более популярным и распространенным не только в Европе и России, но и во всем мире. Данный курс проблематизирует взгляд на музеи как на нейтральный носитель «сохраненной» истории и исторических фактов и предлагает обратить внимание на социальные процессы конструирования прошлого и памяти о нём. За последнее столетие музейные экспозиции, не в последнюю очередь именно исторические и этнографические, подвергались критике и были переосмыслены: постепенно происходит переход от единой национальной истории к множественным, фрагментарным, многоголосым нарративам; к тому же, в последние годы всё больше делается акцент на аффективную составляющую экспозиций. Новые идеи, проблемы и противоречия рождаются из столкновения со сложным прошлым, колониальной историей, военной историей и т.д. Кроме того, в рамках курса будет подробно обсуждаться и развитие краеведческих музеев в СССР и их роль в современных городах России как мест, способствующих укреплению местных сообществ и привлечению туристов. Курс позволит слушателям освоить подходы к анализу музейных экспозиций и способы изучения посетителей, их опыта и восприятия в исторических музеях, — на это направлены практические задания и рассмотрение примеров российских и зарубежных музеев.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с ключевыми мировыми музейными практиками
  • Формирование навыка выявлять и критически анализировать музейные нарративы о прошлом с точки зрения основных акторов, смыслов, образов
  • Обучение способам изучать реакции музейной аудитории, особенности и проблемы восприятия выставок и экспозиций, анализировать отзывы, реакции и поведение посетителей.
  • Формирование понимания музея как пространства публичной истории
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет особенности развития музейного дела в России и за рубежом
  • Анализирует практики конструирования образа прошлого в пространстве музея
  • Анализирует основные концепции и подходы в экспонировании
  • Разрабатывает план проведения экскурсии
  • Анализирует способы взаимодействия с аудиторией в музейном пространстве
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в историю музейного дела
  • Конструирование образа прошлого в музейном пространстве.
  • Музей и аудитория.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах, 3 модуль
  • неблокирующий Активность на семинарах, 4 модуль
  • неблокирующий Проект
    Подготовка и презентация проекта экскурсии
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.25 * Активность на семинарах, 3 модуль + 0.25 * Активность на семинарах, 4 модуль + 0.3 * Проект + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Будущее ностальгии, Бойм, С., 2019
  • Музееведческая мысль в России XVIII - XX веков : сб. док. и материалов, , 2010
  • Музей в мировой культуре, Юренева, Т. Ю., 2003
  • Политика аффекта : музей как пространство публичной истории, , 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вещная жизнь : материальность позднего социализма, Голубев, А., 2022
  • Музей : архитектурная история, Сурикова, К. В., 2021

Авторы

  • Игнатенко Анастасия Сергеевна
  • Митина Елена Игоревна