Бакалавриат
2024/2025




Природно-рекреационный каркас города
Статус:
Курс обязательный (Городское планирование)
Направление:
07.03.04. Градостроительство
Кто читает:
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского
Где читается:
Факультет городского и регионального развития
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Целью освоения дисциплины "Природно-рекреационный каркас города" является получение теоретических знаний о планировании природно-рекреационного каркаса (ПРК) городов на современном этапе урбанизации; изучение градостроительных, экосистемных и социальных функций ПРК, знакомство с проектированием разномасштабных (региональных, городских и локальных) элементов ПРК в составе стратегий пространственного развития урбанизированных регионов, генеральных планов городов, проектов планировки территории.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины "Природно-рекреационный каркас города" является получение теоретических знаний о планировании природно-рекреационного каркаса (ПРК) городов на современном этапе урбанизации; изучение градостроительных, экосистемных и социальных функций ПРК, знакомство с проектированием разномасштабных (региональных, городских и локальных) элементов ПРК в составе стратегий пространственного развития урбанизированных регионов, генеральных планов городов, проектов планировки территории.
Планируемые результаты обучения
- Оперирует понятийным аппаратом, достаточным для использования в градостроительном проектировании
- Определяет элементы зеленой и голубой инфраструктур для формирования природно-рекреационного каркаса города
- Выявляет проблемы и определяет направления развития природно-экологической подсистемы города
- Интерпретирует градостроительные, экосистемные и социальные функции природно-рекреационного каркаса города
- Оценивает предпосылки формирования природно-рекреационного каркаса в составе генерального плана города
- Оценивает рекреационный потенциал территории и определяет рекреационную ёмкость объектов ПРК
- Воспроизводит принципы федерального законодательства
- Оперирует особенностями федерального законодательства и региональных/местных нормативов градостроительного проектирования крупных городов
- Оперирует правовыми основаниями создания и охраны природно-рекреационного каркаса
- Оценивает подходы к формированию и особенностям развития природно-рекреационного каркаса крупных городов и регионов РФ
- Выявляет проблемы обеспеченности населения природными и озелененными территориями
- Оценивает требования обеспеченности и доступности элементов ПРК в различных городах
- Определяет предпосылки и условия рекреационного использования объектов зеленой и голубой инфраструктур
- Определяет принципы организации зон отдыха, в т.ч. вблизи водных объектов
- Оценивает подходы формирования и особенности развития природных и рекреационных территорий мировых городов
- Оперирует особенностями зарубежного законодательства в части доступности и обеспеченности населения природными территориями
- Осуществляет аналитическую оценку предпосылок применения передового зарубежного опыта в отечественной градостроительной практике
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. История вопроса: эволюция представлений о природно-рекреационном каркасе в городах
- Тема 2. Роль и значение природно-рекреационного каркаса города
- Тема 3. Правовое и нормативное обеспечение формирования природно-рекреационного каркаса города
- Тема 4. Создание природно-рекреационного каркаса в городах и регионах Российской Федерации
- Тема 5. Зарубежный опыт формирования природно-рекреационного каркаса в городах и урбанизированных регионах
Элементы контроля
- ЗаданияОценка складывается из средней оценки за выполнение заданий семинарских занятий. Средняя оценка за выполнение заданий вычисляются как средняя арифметическая.
- Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Урбоэкодиагностика и сбалансированное развитие Москвы : монография / И.В. Ивашкина, Б.И. Кочуров. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 202 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: http://www.znanium.com]. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_59b23545b5ef48.11064230.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Urban ecology : science of cities, Forman, R. T. T., 2016