2023/2024




Конкурентоспособность российских компаний и отраслей
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент экономики и анализа данных
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Голованова Светлана Викторовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
В результате изучения курса студент должен: - Знать основные понятия и теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний; - Уметь применять эти знания для решения практических задач; - Иметь представление об основных методологических подходах к определению конкурентоспособности экономики, отраслей и отдельных компаний; - Обладать навыками оценки конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний; выявления факторов конкурентоспособности. - Владеть • методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; • навыками самостоятельной исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины
- В курсе рассматриваются внутренние и внешние факторы конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний как с позиции теории, так и с привлечением эмпирических данных по России. Большое внимание уделяется анализу кейсов из российской антимонопольной практики, поскольку эффективные конкурентные стратегии компаний зачастую вступают в противоречие с нормами закона "О защите конкуренции". Слушатели данного курса должны ознакомиться с макро- и микроэкономическими теоретическими подходами к объяснению конкурентоспособности компаний и отраслей, овладеть основными методологическими подходами, использующимися в прикладных исследованиях конкурентоспособности, приобрести навыки работы с макро- и микроэкономическими данными, в том числе, полученными в ходе опросов предприятий.
Планируемые результаты обучения
- Знает ограничения, накладываемые антимонопольным законодательством на бизнес-практику компаний, ориентированную на повышение конкурентоспособности
- Знает основные внешние и внутренние факторы конкурентоспособности фирм
- Знает систему критериев и способен на основе статистической информации провести сравнительный анализ конкурентоспособности экономик
- Знаком с основными положениями теории торговли как теоретической базы для оценки международной конкурентоспособности отраслей
- Имеет представление о содержании дисциплины и основных понятиях
- Способен провести сравнительную оценку конкурентоспособности компаний с применением рассмотренных в рамках курса подходов
- Способен сделать вывод о конкурентоспособности российских отраслей на основе статистических данных
Содержание учебной дисциплины
- Введение
- Конкурентоспособность экономики
- Конкурентоспособность отраслей: теоретические подходы
- Международная конкурентоспособность ключевых отраслей российской экономики
- Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности фирм
- Внутренние факторы конкурентоспособности фирм: теория и методы оценки
- Конкурентные стратегии фирм отрасли и антимонопольное регулирование
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.2 * Активность + 0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Michael A. Hitt, R. Duane Ireland, & Robert E. Hoskisson. (2020). Strategic Management: Concepts and Cases: Competitiveness and Globalization, Edition 13: Vol. 13th edition. Cengage Learning.
- Конкурентоспособность в сфере товарного обращения в условиях цифровизации : монография / А. В. Шишкин, Н. И. Ивашкова, Г. С. Тимохина [и др.]. — Москва : Русайнс, 2022. — 213 с. — ISBN 978-5-4365-9173-5. — URL: https://book.ru/book/943985 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебное пособие для вузов / И. М. Лифиц. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 408 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15784-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509696 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 8930 - М.Портер - Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - 9785961443363 - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
- Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебник и практикум для вузов / Н. В. Еремеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 242 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09362-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513996 (дата обращения: 27.08.2024).
- Международная экономика : теория и политика, учебник, пер. с англ. под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова, 799 с., Кругман, П. Р., Обстфельд, М., 1997