2020/2021



Популярная культура и медиа: методы концептуализации
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-4 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Существуют различные способы концептуализировать огромные пласты популярной культуры, в зависимости от анализируемого эмпирического материала – например, «стриптиз-культура» (Брайан МакНейр), «культура заговора» (Питер Найт), «конвергентная культура» (Генри Дженкинс), «капиталистический реализм» (Марк Фишер) и т.д. Также это могут быть концептуализации более общего порядка – постмодернизм, диджимодернизм, «ностальгия» и проч. В рамках данного НИСа студенты будут исследовать (искать, анализировать и пробовать применять) новейшие концепции популярной культуры, которые станут теоретико-методологической базой для их курсовых проектов.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представлений о научно-исследовательской деятельности.
- Формирование у студентов знаний об истории популярной культуры и об основных концепциях популярной культуры.
- Приобретение навыков аналитической работы и исследовательской деятельности с применением изученных аналитических оптик и новейших концепций популярной культуры для написания собственных научных работ (КР, ВКР и проч.)
- Развитие навыков критического мышления, самостоятельного анализа, а также способностей к научной дискуссии как письменной, так и публичной.
Планируемые результаты обучения
- Дает определение популярной культуры.
- Знает основные этапы в истории популярной культуры.
- Знает историю исследований популярной культуры.
- Понимает взаимосвязь популярной культуры и медиа.
- Знает концепции высокого постмодернизма (Ф. Джеймисон, Л. Хатчеон); концепции позднего постмодернизма (Дуглас Келлнер и Филипп Уэгнер); концепции, которые попадают под зонтичный термин «постпостмодернизм» (гипермодернизм, метамодернизм, неомодернизм, сверхмодернизм).
- Применяет изученные теории и концепции на практике.
- Знает ключевые теории заговора об убийстве Кеннеди, о пришельцах и 9/11.
- Понимает концептуализацию «культуры заговора» Питером Найтом.
- Понимает концепцию «стриптиз культуры» Брайана МакНейра.
- Знает основные положения Porn Studies.
- Знает основные положения квир-теории, гендерной теории.
- Понимает, что такое кэмп.
- Понимает специфику репрезентации сексуальности в кино.
- Понимает особенности теории популярной культуры Генри Дженкинса, знает специфику исследований фанатов, специфику имплицитной религии, концепцию гиперреальной религии (Адам Поссамаи), понимает постсекулярную теорию.
- Формулирует тему исследования.
- Описывает эмпирическую базу работы.
- Формулирует критерии отбора материала для курсовой работы.
- Собирает необходимый исследовательский материал.
- Подбирает релевантную теорию культуры и/или медиа для выбранной эмпирической базы; аргументирует свой выбор.
- Представляет проект курсовой работы.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в исследования медиа и популярной культуры.Определения популярной культуры. Краткая история популярной культуры. Краткая история исследований популярной культуры. Конвергенция и симбиоз популярной культуры и медиа.
- Концептуализация через постмодернизм.Высокий постмодернизм: Фредрик Джеймисон. Высокий постмодернизм: Линда Хатчеон. Поздний постмодернизм (Дуглас Келлнер и Филипп Уэгнер). Постпостмодернизм (гипер, сверх, нео и мета-).
- Концептуализация через «теорию заговора».Ключевые теории заговора: Кеннеди. Ключевые теории заговора: пришельцы. Ключевые теории заговора: 9/11. Культура заговора Питера Найта.
- Медиа и репрезентации сексуальности.Квир, кэмп, гендер. Porn Studies. Секс в кино. «Стриптиз-культура» Брайана МакНейра.
- Конвергентная культура и религия.Теория популярной культуры Генри Дженкинса. Исследования фанатов. Гиперреальная религия (Адам Поссамаи). Постсекулярная теория. Имплицитная религия.
- Практическая работа.Во втором модуле студенты изучают предложенные в рамках курса аналитические концепции и теории. В третьем модуле студент заявляет тему исследований. Например, речь идеи о кино. Автор проекта рассказывает, как он видит эмпирическую базу работы и на основе каких критериев будет отбирать материал. Далее автор собирает необходимый для исследования материал и совместно с другими учащимися пытаются найти адекватную для выбранной эмпирической базы теорию культуры и/или медиа. В четвертом модуле студент делает презентацию проекта курсовой работы и/или иных проектов, выполненных в рамках НИСа (сдает экзамен).
Элементы контроля
- Работа на семинарахНа одном из семинаров студент заявляет тему исследования и описывает, как он видит эмпирическую базу работы и на основе каких критериев будет отбирать материал. Далее автор совместно с другими учащимися пытаются найти адекватную для выбранной эмпирической базы теорию культуры и/или медиа.
- Промежуточная работа (эссе)
- Экзамен. Итоговый проект (устная презентация проекта курсовой работы)