Аспирантура
2021/2022





Теория и история образования
Статус:
Курс по выбору
Направление:
51.06.01. Культурология
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
2-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Куренной Виталий Анатольевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Целью учебного курса «Теория и история образования» является освоение слушателями теоретической проблематики образования в европейской и российской культуре и основных исторических этапов трансформации теории и форма организации образовательной практики. Основной содержательный акцент курса – современный университет, различные модели университета и их концептуально-теоретические предпосылки. Основная задача курса – освоение слушателями концептуально теоретического аппарата анализа проблематики образования, знания основных исторических этапов ее развития и основных изменениях системы образовательных институтов. Практическая задача курса – способствовать формированию у аспирантов понимания различных моделей образования, их антропологических допущений и теоретических предпосылок, понимание связи различных образовательных практик и их институциональной формы, развитие навыка рефлексивного и критического понимания фундаментальных дискуссионных проблем в сфере образования.
Цель освоения дисциплины
- Целью учебного курса «Теория и история образования» является освоение слушателями теоретической проблематики образования в европейской и российской культуре и основных исторических этапов трансформации теории и форма организации образовательной практики. Основной содержательный акцент курса – современный университет, различные модели университета и их концептуально-теоретические предпосылки.
Планируемые результаты обучения
- Выработка способности генерировать оригинальные теоретические конструкции, выдвигать гипотезы и корректно ставить исследовательские вопросы
- Выработка способности к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях
- Выработка способности собирать, анализировать, обрабатывать и хранить данные в соответствии с общепринятыми научными и этическими стандартами
- Выработка способности использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при преподавании культурологических и смежных по тематике дисциплин в высшей школе.
- Выработка способности критически оценивать теоретические и практические работы, демонстрировать способность осмысленно анализировать собственную практику, а также связь теории и практики
- Выработка способности соблюдать все принципы академической этики при проведении научных исследований, с пониманием личной ответственности за цели, средства и результаты научной работы
- Освоение слушателями концептуально теоретического аппарата анализа проблематики образования, знания основных исторических этапов ее развития и основных изменениях системы образовательных институтов
- Формирование способности анализировать, оценивать потенциал новых учебно-методических ресурсов (пособий, материалов, средств обучения), оценивать целесообразность их использования в образовательном процессе
Содержание учебной дисциплины
- Античные истоки европейской системы образования
- Возрождение
- Современные модели университета и их концептуальные истоки, институциональные особенности и организационные принципы.
- Российская и советская педагогика
- Современный университет: основные дискуссии
- Неогуманистическая теория образования В. фон Гумбольдта и ее предпосылки
- Новое время и Просвещение
- Средневековый университет
Элементы контроля
- Семинарская активностьНа семинарских занятиях проводится обсуждение дискуссионных вопросов в форме полемики между группами слушателей. Важным элементом лекционных и семинарских занятий – умение анализировать современные формы образования и их элементы с точки зрения освоенных аналитических и теоретических компетенций.
- Эссе
- ЭкзаменУстный экзамен по билетам
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год I семестрОнакопленная= k1* Оработа на семинарах + k2* Оэссе+k3* Оэкзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бессонов Б. Н. - ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 208с. - ISBN: 978-5-9916-9932-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-433750
- Бессонов Б. Н. - ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 208с. - ISBN: 978-5-9916-9932-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-451129
- Газгиреева Л. Х. - ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА РОССИИ 2-е изд. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 149с. - ISBN: 978-5-534-10624-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-gosudarstvennaya-pedagogika-rossii-455231
- Джуринский А. Н. - ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XIX ВЕКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 398с. - ISBN: 978-5-534-03516-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-v-2-ch-chast-1-s-drevneyshih-vremen-do-xix-veka-451983
- Джуринский А. Н. - ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. XX - XXI ВЕКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 282с. - ISBN: 978-5-534-03518-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-v-2-ch-chast-2-xx-xxi-veka-451984
- Латышина Д. И. - ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 314с. - ISBN: 978-5-534-09398-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-450208
Рекомендуемая дополнительная литература
- Джордано Бруно и герметическая традиция, Йейтс, Ф. А., 2000
- Сочинения, Руссо, Ж.-Ж., 2001