Магистратура
2020/2021





Бизнес-моделирование и развитие компании
Статус:
Курс по выбору (Менеджмент)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра венчурного менеджмента (Нижний Новгород)
Где читается:
Факультет менеджмента (Нижний Новгород)
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Менеджмент
Язык:
русский
Кредиты:
10
Контактные часы:
126
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Бизнес-моделирование и развитие компании» нацелена на формирование комплексных знаний и компетенций в области анализа бизнес-моделей, разработки траекторий развития компаний, связанных как с созданием нового бизнеса, так и с развитием направления существующего бизнеса, формирование у студентов представлений, знаний и навыков в сфере социального предпринимательства, а также взаимодействия государства и бизнеса.
Цель освоения дисциплины
- знание основных терминов бизнес-моделирования
- знание содержания подходов и основных концепций бизнес-моделирования
- знание способов трансформации бизнес-моделей
- умение выявлять и оценивать бизнес-возможности
- умение разрабатывать и формулировать ценностное предложение бизнеса
- умение проводить анализ конкурентов бизнес-проекта
- умение разрабатывать финансовый план бизнес-проекта
- опыт проведения проблемных интервью с целевой аудиторией
- опыт разработки прототипа продукта
- опыт продвижения продукта
Планируемые результаты обучения
- способен идентифицировать бизнес-возможность
- способен оценивать бизнес-возможность
- способен определять природу бизнес-возможности
- Знает элементы шаблона бизнес-модели
- Способен проектировать бизнес-модель с помощью шаблона
- Способен анализировать и сегментировать целевую аудиторию предпринимательского проекта
- Знает техники выявления и изучения потребностей потребителей
- Способен формулировать ценностное предложение на основе анализа потребностей
- Знает шаблоны разработки ценностного предложения
- Знает этапы, основные действия, важные моменты технологии развития клиента
- Способен собирать данные и обратную связь от клиентов
- Знает методы конкурентного анализа.
- Знает методы сбора данных о конкурентах, источники информации.
- Способен оценить перспектив отрасли, ключевые факторы успеха на выбранном рынке.
- Знает принципы и техники дизайн-мышления: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование, тестирование.
- Способен использовать элементы дизайн-мышления при развитии предпринимательского проекта
- Знает принципы разработки минимально жизнеспособного продукта.
- Способен разработать минимальный жизнеспособный продукт
- Знает модели монетизации проектов в сфере производства, услуг, интернет-проектов.
- Знает способы расчета финансовых показателей проекта
- Способен оценить экономику продукта (unit экономика).
- Способен разработать финансовую модель проекта
- Знает основные принципы продвижения продукта на рынке b2b, b2c, c2c, b2g.
- Способен оценить потребности предпринимательского проекта в ресурсах и инвестициях
- Знает проблемы роста и трансформации компании.
- Знает факторы инноваций в бизнес-моделях компании
- Знает методы развития продуктов и ключевых компетенций
Содержание учебной дисциплины
- Бизнес-возможность и ее свойства. Оценка бизнес-возможности.Сущность бизнес-возможности. Ее характеристики. Природа бизнес-возможностей. Параметры оценки бизнес-возможности.
- Основные принципы бизнес-моделирования. Элементы бизнес-модели компании.Зачем нужно бизнес-моделирование. Виды бизнес-моделей. Шаблон бизнес-модели Остервальдера.
- Целевая аудиторияАнализ и сегментация целевой аудитории. Портрет потребителя, техники выявления и изучения потребностей потребителей. Путь клиента, особенности потребления и принятия решений.
- Ценностное предложениеРазработка ценностного предложения. Анализ Абеля. Варианты предоставления ценностей клиентам.
- Развитие клиентаТехнология развития клиента (customer development): этапы, основные действия, важные моменты. Методы сбора данных и обратной связи от клиентов.
- Анализ конкурентовМетоды конкурентного анализа. Методы сбора данных о конкурентах, источники информации.
- Анализ рынкаАнализ рынка: оценка перспектив отрасли, ключевые факторы успеха на выбранном рынке, особенности бизнес-среды, оценка внешних факторов, влияющих на проект.
- Дизайн-мышлениеПринципы и техники дизайн-мышления: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование, тестирование.
- Разработка MVPПринципы разработки минимально жизнеспособного продукта. Ресурсы, необходимые для быстрого создания первой версии продукта, которую можно показать клиенту и протестировать.
- Модели монетизацииВиды моделей монетизации. Монетизация производственных проектов, проектов в сфере услуг, интернет-проектов.
- Метрики проекта и экономика продуктаОсновные финансовые показатели проекта. Экономика продукта, unit экономика.
- Финансы проектаОсновы финансов. Финансовая модель проекта: бюджет доходов и расходов, ставки налогов, NPV, IRR, PI, EBITDA, WACC.
- Продвижение продуктаОсновные принципы продвижения продукта. Продвижение проектов на рынке b2b, b2c, c2c, b2g. Продвижение в сети, бюджетные программы продвижения.
- Ресурсы и инвестицииОценка потребности в ресурсах и инвестициях. Ресурсы предпринимательского проекта: финансовые, материальные, человеческие, нематериальные, информационные.
- Рост компании. Проблемы трансформацииПроблемы роста и трансформации компании. Компании-Газели. Кризисы роста.
- Трансформация бизнес-моделейИзменение бизнес-моделей в процессе роста и развития компании. Подходы и особенности.
- Развитие продукта и развитие ключевых компетенций компанииРазвитие продукта в процессе роста и взросления компании. Развитие ключевых компетенций компании: выявление и фокус на ключевых компетенциях, формирование пула и сети партнеров
Элементы контроля
- эссе
- работа на семинарах
- Защита проектаЭкзамен проводится на платформах Zoom (https://zoom.us), MS Teams (https://teams.microsoft.com). Ссылка будет отправлена преподавателем за три дня до экзамена.
- Отчет о проекте
- эссе
- работа на семинарах
- Защита проектаЭкзамен проводится на платформах Zoom (https://zoom.us), MS Teams (https://teams.microsoft.com). Ссылка будет отправлена преподавателем за три дня до экзамена.
- Отчет о проекте
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * Защита проекта + 0.25 * Отчет о проекте + 0.25 * работа на семинарах + 0.25 * эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alhabeeb, M. J. (2015). Entrepreneurial Finance : Fundamentals of Financial Planning and Management for Small Business. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=957003
- Alvarez, C. (2014). Lean Customer Development : Building Products Your Customers Will Buy (Vol. First edition). Sebastopol, CA: O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780832
- Hamel, G., & Prahalad, C. K. (1992). Capabilities-Based Competition. Harvard Business Review, 70(3), 164–170. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9874060
- Harvard Business Review, Clayton M. Christensen, Mark W. Johnson, Rita Gunther McGrath, & Steve Blank. (2019). HBR’s 10 Must Reads on Business Model Innovation (with Featured Article “Reinventing Your Business Model” by Mark W. Johnson, Clayton M. Christensen, and Henning Kagermann). Boston, Massachusetts: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1855536
- McGrath, R. G., & MacMillan, I. C. (2005). Marketbusters : 40 Strategic Moves That Drive Exceptional Business Growth. Boston: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=675151
- Prahalad, C. K., & Hamel, G. (1990). The Core Competence of the Corporation. Harvard Business Review, 68(3), 79–91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9006181434
- Volberda, H. W., Van Den Bosch, F. A. J., & Heij, K. (2018). Reinventing Business Models : How Firms Cope with Disruption. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1729606
- Васильева Е.В. - Дизайн-мышление: немного о подходе и много об инструментах развития креативного мышления, изучения клиентских запросов и создания - Русайнс - 2018 - 203с. - ISBN: 978-5-4365-2366-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929447
- Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
Рекомендуемая дополнительная литература
- Allegretti, S., Seidenstricker, S., & Kasseckert, A. (2018). Factors for Success in Business Model Innovation. Journal of Strategic Innovation & Sustainability, 13(5), 10–42. https://doi.org/10.33423/jsis.v13i5.158
- Blank, S. G., & Dorf, B. (2015). The Path to the Epiphany: The Customer Development Model, How narrow the gate and constricted the road that leads to life. And those who find it are few.—Matthew 7:14 ; El camino a la Epifanía del Señor: El Modelo de Desarrollo de Clientes. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DE80278
- Bohnsack, R., & Pinkse, J. (2017). Value Propositions for Disruptive Technologies: RECONFIGURATION TACTICS IN THE CASE OF ELECTRIC VEHICLES. California Management Review, 59(4), 79–96. https://doi.org/10.1177/0008125617717711
- Guldmann, E., Bocken, N. M. P., & Brezet, H. (2019). A Design Thinking Framework for Circular Business Model Innovation. Journal of Business Models, 7(1), 39–70. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=139360606
- Hamel, G., & Prahalad, C. K. (1994). Competing for the Future. Harvard Business Review, 72(4), 122. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9407223223
- Pereira Nunes, M., & Kalil Steinbruch, F. (2019). Internationalization and the Need of Business Model Innovation - A Theoretical Approach. Brazilian Business Review (English Edition), 16(3), 207–221. https://doi.org/10.15728/bbr.2019.16.3.1
- Schoemaker, P. J. H., Heaton, S., & Teece, D. (2018). Innovation, Dynamic Capabilities, and Leadership. California Management Review, 61(1), 15–42. https://doi.org/10.1177/0008125618790246
- Strategies for business model innovation: How firms reel in migrating value. (2018). Longe Range Planning, (1), 82. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2017.06.009
- Teti Hariyati. (2017). Evaluation of Business Model Development through Customer Discovery Approach (Case Study of PT Hijup.com). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B9640A74
- Андерсон К. - Длинный хвост. Эффективная модель бизнеса в Интернете - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2012 - 304с. - ISBN: 978-5-91657-498-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62399
- Браун Т. - Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 256с. - ISBN: 978-5-91657-811-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62246
- Лидтка Ж., Огилви Т. - Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 240с. - ISBN: 978-5-00057-314-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62172
- Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг: Учебное пособие / Остервальдер А., Пинье И., Бернарда Г. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 312 с.: ISBN 978-5-9614-4907-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923404
- Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов / Бланк С. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 368 с.: ISBN 978-5-9614-4645-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926475