Бакалавриат
2021/2022





Основные подходы в психологическом консультировании
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Климочкина Анастасия Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Общая психология.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
— знать основы общей психологии;
— иметь навыки обращения с научной литературой, в том числе - электронными ресурсами НИУ ВШЭ;
— обладать навыками написания эссе, домашних заданий;
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
всех дисциплин специализации «Психологическое консультирование и исследование личности и семьи».
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с основными теоретическими предпосылками различных направлений в психологическом консультировании
- Формирования представления о специфике основных направления психологического консультирования и психотерапии
- Целями освоения дисциплины «Основные подходы в психологическом консультировании» является ознакомление студентов с ключевыми направлениями психологического консультирования и освоение базовых знаний в данной области.
Планируемые результаты обучения
- Владеет основными категориями и понятиями психоанализа, знает основные этапы генеза эго и психических структур, знает специфику методов психоанализа, способен применять знания на практике анализа кейсов.
- Знать базовые представления о человеке, лежащие в основе различных подходов к психологическому консультированию; цели, ожидаемые результаты работы, техники, применяемые в различных школах; специфику построения контакта с клиентами в психоанализе, транзактном анализе, когнитивно-бихевиоральном подходе, экзистенциальном анализе, семейном системном и клиент-центрированном подходах.
- Иметь представления о преимуществах и ограничениях различных подходов к психологическому консультированию.
- Иметь представления о преимуществах и ограничениях различных подходов к психологическому консультированию.
- Уметь анализировать различные направления психологического консультирования, моделировать возможные подходы к психологической поддержке лиц.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в психологическое консультирование
- Тема 2. Транзактный анализ
- Тема 3. Психоанализ
- Тема 4. Когнитивно-бихевиоральный подход
- Тема 5. Экзистенциальный анализ
- Тема 6. Семейный системный подход
- Тема 7. Клиент-центрированная терапия
Элементы контроля
- Работа на занятииСтудент принимает участие в активных формах работы: обсуждение на семинарских занятиях прочитанного и прослушанного материала, ответы студентов на вопросы по материалу, участие в групповых формах работы (групповые дискуссии, упражнения в малых группах, работа по разбору случаев, и т.д.).
- Домашнее задание "Анализ случая в психоанализе и когнитивно-бихевиоральной терапии"Выбрать художественного персонажа (любое художественное произведение) Сформулировать психологическую проблему этого персонажа, с которой он мог бы обратиться к психотерапевту Описать психологическую проблему клиента-персонажа с позиции каждого из изученных подходов (психоанализ, кбт) Описать возможную стратегию работы с клиентом-персонажем с позиции каждого из изученных подходов (психоанализ, кбт) Описать возможные техники работы с клиентом-персонажем в рамках каждого из изученных подходов (психоанализ, кбт) Описать критерии достижения результата работы с позиции каждого из изученных подходов (психоанализ, кбт)
- Контрольная работа "Человекоцентрированный и экзистенциальный подходы в психотерапии"Письменный ответ на открытые вопросы. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в лекциях и в ходе семинарских занятий, а также по материалам изученной литературы.
- Групповой проект “Критический разбор психотерапевтического кейса”Задание выполняется в группах 4-6 человек Самостоятельно найти в литературе (научные статьи и психотерапевтические монографии) описание конкретного психотерапевтического кейса и работы психотерапевта с этим кейсом. Подготовить доклад (с презентацией) о выбранном психотерапевтическом кейсе Представить доклад на семинарском занятии (10 мин) Структура доклада: Описание случая и стратегии работы Вклад описанного случая в развитие и/или методологию психотерапевтического подхода, использованного психотерапевтом Критика подхода, использованного психотерапевтом, с позиции других подходов на материале описанного случая
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.25 * Домашнее задание "Анализ случая в психоанализе и когнитивно-бихевиоральной терапии" + 0.3 * Групповой проект “Критический разбор психотерапевтического кейса” + 0.2 * Работа на занятии + 0.25 * Контрольная работа "Человекоцентрированный и экзистенциальный подходы в психотерапии"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dryden, W. (1996). Developments in Psychotherapy : Historical Perspectives. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=292320
- Stewart, I. (1996). Developing Transactional Analysis Counselling. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=309843
- Введение в системную семейную психотерапию, Варга, А. Я., 2011
- Клиент - центрированная психотерапия : теория, современная практика и применение, Роджерс, К. Р., 2002
- Основы психологического консультирования, Донцов, Д. А., 2013
- Радюк, О. М. (2014). Когнитивно-бихевиоральная терапия УД-2014-1725р. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6929BAFA
- Системная семейная терапия : интегративная модель диагностики, Черников, А. В., 2005
- Современный экзистенциальный анализ, Лэнгле, А., 2014
- Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл, Л., 2002
- Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия, Берн, Э., 2001
- Фрейд З. ; Пер. Голлербах Л. - "Я" И "ОНО". ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 165с. - ISBN: 978-5-534-06132-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ya-i-ono-izbrannye-raboty-441861
- Что движет человеком? : экзистенциально - аналит. теория эмоций, Лэнгле, А., 2009
- Эмоции и экзистенция, Лэнгле, А., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Jarvis, M. A., Padmanabhanunni, A., & Chipps, J. (2019). An Evaluation of a Low-Intensity Cognitive Behavioral Therapy mHealth-Supported Intervention to Reduce Loneliness in Older People. International Journal Of Environmental Research And Public Health, 16(7). https://doi.org/10.3390/ijerph16071305
- Lister-Ford, C. (2002). Skills in Transactional Analysis Counselling & Psychotherapy. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=258426
- Sugarman, L. (2004). Counselling and the Life Course. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251790
- Гуманистическая психология: теория и практика : избр. труды по психологии, Роджерс, К. Р., 2013
- Искусство быстрых изменений : краткосроч. стратег. терапия, Нардонэ, Дж., 2006
- Прагматика человеческих коммуникаций : изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия, Вацлавик, П., 2000
- Стратегии семейной терапии : терапия Милтона Эриксона в контексте семейной терапии: пер. с англ., Эриксон, М., 2001
- Стратегическая семейная терапия : учеб. пособие, Маданес, К., 1999
- Теория и практика консультирования, Нельсон-Джоунс, Р., 2000
- Теория и практика семейной психотерапии, Браун, Дж., 2001
- Фрейд, 3. Психология бессознательного : пособие / З. Фрейд. - 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 400 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-49807-498-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054593
- Фрейд, А. Детский психоанализ : хрестоматия / А. Фрейд. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 477 с. — (Хрестоматия по психологии). - ISBN 5-94723-048-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054562