Магистратура
2025/2026





Сравнительный анализ систем образования
Статус:
Курс по выбору (Доказательное развитие образования)
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Терентьев Евгений Андреевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Это вводный курс, нацеленный на формирование у студентов понимания текущей научной дискуссии о подходах, возможностях и границах сравнительного анализа систем образования. Дисциплина сравнительного и международного образования является междисциплинарной и очень широкой областью. Курс адресуется к той её части, которая, с одной стороны фокусируется на анализе образовательных систем (прежде всего национального уровня), с другой стороны, задается вопросами о взаимосвязи образования, политических, экономических, и социальных макроизменений. Занятия строятся вокруг интенсивного чтения академических текстов на языке оригинала и обсуждения разных концепций и подходов на примере кейсов и актуальных феноменов. Логика тематического плана предполагает хронологически выстроенный обзор существующих в дисциплине ключевых подходов и идей, включая неоклассическую экономику, функционалистские и конфликтные концепции, теории модернизации и зависимого развития, институциональный подход, политико-экономические подходы сравнения моделей формирования навыков в обществе и др. При обсуждении разных подходов предметный фокус концентрируется на институциональном устройстве образовательных систем, воспроизводстве социальной стратификации, соотношении образования и других сфер общества, политике развития образования с учетом национальных контекстов и глобальных трендов.Учебный курс обновлен в 2023 году и реализуется в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325) и научного проекта «Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций» https://ncmu.hse.ru/programme-3-1-2
Цель освоения дисциплины
- Выйти за рамки стереотипов. Курс учит сравнивать объективно, на основе данных, а не мнений.
- Получить инструмент для анализа. Студенты научитатся работать с международной статистикой и проводить собственное сравнение систем — это ключевой навык для исследователей, управленцев и аналитиков.
- Понимать глобальные тренды. Курс поможет увидеть, как Россия реагирует на тренды и куда движется мир.
- Научиться разбираться в устройстве образования по всему миру
- Видеть уникальность российского образования
- Научиться работать с международной статистикой и рейтингами
- Получить знания, чтобы уметь готовить аналитические отчёты для практических задач
Планируемые результаты обучения
- Различает подходы к организации системы образования в разных странах на уровне детский сад, школа, колледж, вуз, система подготовки научных кадров, образование взрослых, и (междисциплинарное) онлайн образование
- Описывает специфику российского образования в сравнении с другими странами
- Анализирует сопоставительные международные индикаторы для сравнения систем образования
- Готовит сопоставительную аналитическую записку под исследовательские, проектные задачи на разных уровнях образовательных систем
Содержание учебной дисциплины
- Классификатор уровней образования в разных странах
- Дошкольное образование
- Школьное образование
- Дополнительное внешкольное образование
- Виды отчетных документов
- Сопоставительные базы данных и индикаторы. Подходы к организации сравнительных исследований
- Онлайн-образование
- Образование взрослых
- Система подготовки научных кадров
- Высшее образование
- Профессиональное образование
Элементы контроля
- Аналитическая записка
- Контроль усвоения материала видеолекцийКонтроль усвоения материала видеолекций проводится с помощью тестирований по результатам видеолекций
- Рефлексия
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.4 * Аналитическая записка + 0.35 * Контроль усвоения материала видеолекций + 0.25 * Рефлексия
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 10 главных российских HR-трендов — 2025 : сборник информационно-аналитических статей, , 2024
- Chirikov, I., Semenova, T., Maloshonok, N., Bettinger, E., & Kizilcec, R. F. (2020). Online education platforms scale college STEM instruction with equivalent learning outcomes at lower cost. Science Advances ; Volume 6, Issue 15, Page Eaay5324 ; ISSN 2375-2548. https://doi.org/10.1126/sciadv.aay5324
- Globalization and inequality = Глобализация и неравенство, препринт WP7/2007/01, Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 24 с., Kremer, M., Maskin, E., 2007
- Modern Doctoral Education in Russia: Current Directions of Development ; Современная российская аспирантура: актуальные направления развития. (2019). https://doi.org/10.20339/AM.10-17.004
- Terentevnatalia Maloshonok, & Evgeniy Terentev. (n.d.). Towards the New Model of Doctoral Education: The Experience of Enhancing Doctoral Programs in Russian Universities. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ftowards-the-new-model-of-doctoral-education-the-experience-of-enhancing-doctoral-programs-in-russian-universities
- Vocational Education and Employment: Explaining Cohort Variations in Life Course Patterns. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6C9C8492
- Wiseman, A. W., & Taylor, C. S. (2017). The Impact of the OECD on Education Worldwide. Bingley: Emerald Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1427921
- XX век российского образования, Богуславский, М. В., 2002
- Вахтеров, В. П. Внешкольное образование народа / В. П. Вахтеров. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 377 с. — ISBN 978-5-507-29557-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/30575 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Взаимосвязь семьи, дошкольного и дополнительного образования в развитии личности дошкольника : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 5.4.4, Путимцева, К. Р., 2024
- Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда : доклад к XXIV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, , 2023
- Высшее образование - интеллектуальный потенциал страны, Фурсенко А.А., 2005
- Данилов С.В., Глебова З.В., Дуброва Т.И. и др. - Современное дополнительное образование взрослых - 978-5-16-013484-0 - НИЦ ИНФРА-М - 2021 - https://znanium.ru/catalog/product/1240756 - 1240756 - ZNANIUM
- Индикаторы образования: 2024 : стат. сб., , 2024
- Коршунов И. А., & Гапонова О. С. (2017). Непрерывное Образование Взрослых В Контексте Экономического Развития И Качества Государственного Управления. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 36. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2017i4p36.59
- Кузьминов, Я. И., Рудник, Б. Л., Фрумин, И. Д., Якобсон, Л. И., Волков, А. Е., & Реморенко, И. М. (2010). Russian Education in 2020: a Model of Education for Innovative Economy. Material for Discussion ; Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDA6B590
- Ноженко, М. В. Аналитическая записка: от резюме до рекомендаций: Руководство по проведению практико-ориентированных исследований : учебное пособие / М. В. Ноженко. — Москва : Дело РАНХиГС, 2020. — 96 с. — ISBN 978-5-89781-679-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/466103 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Современная аналитика образования: Современная аналитика образования. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальнос.... N6(36), , 2020
- Сравнительное образование : учебное пособие / Е. Ю. Рогачева, С. В. Сирко, Т. Рубцова [и др.] , под редакцией Е. Ю. Рогачевой. — Владимир : ВлГУ, 2015. — 488 с. — ISBN 978-5-9984-0591-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/223694 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Сравнительное образование. Вызовы XXI века - 978-5-7042-2519-5 - Джуринский А.Н. - 2014 - Москва: Прометей - https://ibooks.ru/bookshelf/344887 - 344887 - iBOOKS
- Среднее профессиональное образование: востребованность молодежью и специфика выбора в регионах России : доклад / Т. Л. Клячко, Е. В. Ломтева, Л. Ю. Бедарева, В. Ю. Григорьев , под редакцией Т. Л. Клячко. — Москва : Дело РАНХиГС, 2021. — 74 с. — ISBN 978-5-85006-374-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/273989 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Федотов, А. В. Дополнительное профессиональное образование в России: потребности и эффективность : доклад / А. В. Федотов. — Москва : Дело РАНХиГС, 2021. — 51 с. — ISBN 978-5-85006-337-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/199265 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Picciano, A. G. (2019). Online Education : Foundations, Planning, and Pedagogy. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1776101
- Возрастная одаренность школьников : учеб. пособие для вузов, Лейтес, Н. С., 2001
- Высшее образование России в зеркале Болонского процесса : науч.-метод. пособие для вузов, Козырев, В. А., 2005
- Горбунова, Л. (2005). Образование Взрослых: Конструирование Образовательных Программ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6C3B19E5
- Здоровье детей дошкольного возраста в условиях трансформации российского общества : социологическ... : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04, Перевертайло, Е. А., 2012
- Коршунов, И. А., Гапонова, О. С., & Гапонова, Н. С. (2019). Обучение И Образование Взрослых В Контексте Экономического Развития Регионов. Economy of Region / Ekonomika Regiona, 15(1), 107–120. https://doi.org/10.17059/2019-1-9
- Менеджмент и внутришкольное управление, Конаржевский Ю.А., 2000
- Российская аспирантура: вызовы XXI века : на примере аспирантуры Финансового университета при правительстве Российской Федерации, Дудина, О. М., 2015
- Российское высшее образование: модели и сценарии развития, Беляков, С. А., 2013
- Ускоренные университеты : соединение идей и денег для достижения академического совершенства, , 2022
- Школьное образование и политика британских партий (1870-1997 гг.), Архипова, Л. В., 2022