• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Прикладные социальные науки

Статус: Курс обязательный (Вычислительные социальные науки)
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс является введением в современные социальные исследования. Курс следует практико-ориентированной философии и нацелен на развитие у студентов исследовательской интуиции. В частности, ключевое внимание будет уделено пайплайну исследовательской работы: исследовательский вопрос-гипотезы-исследовательский дизайн-анализ данных-интерпретация результатов. На примере конкретных кейсов будут разобраны типовые задачи, с которыми сталкиваются современные исследователи социальных явлений и процессов. В контексте курса мы понимаем кейс как конкретную академическую задачу (научная статья или доклад) или бизнес-задачу (исследование по техническому заданию заказчика). Для академических задач отдельно будут обсуждаться вопросы, связанные с научной новизной и актуальностью, чтобы студенты понимали, как устроен процесс научного поиска в социальных науках. Для бизнес-задач будет объясняться их смысл в контексте достижения конкретных результатов (улучшение потребительского опыта, увеличение прибыли, снижение издержек, улучшение условий работы сотрудников). Студент, успешно освоивший курс, сможет самостоятельно выполнять исследовательские задачи разных типов, а также будет готов к более углубленному освоению рассматриваемых разделов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Умеет корректно формулировать исследовательские вопросы и гипотезы
  • Умеет разрабатывать анкеты и программировать их, используя ПО
  • Умеет собирать данные из сети Интернет в автоматизированном режиме (скрейпинг и парсинг)
  • Знает основные методы UX-исследований
  • Умеет разрабатывать исследовательские дизайны для UX-исследований
  • Умеет формулировать задачи для опросных экспериментов и разрабатывать соответствующий инструментарий
  • Знает основные методы каузального анализа (разность разностей, разрывная регрессия, синтетический контроль, прерывание временного ряда)
  • Знает основные подходы к автоматизированной детекции психологических состояний с помощью машинного обучения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет корректно формулировать исследовательские вопросы и гипотезы
  • Умеет собирать данные из сети Интернет в автоматическом режиме (скрейпинг и парсинг)
  • Умеет собирать данные с помощью анкетирования
  • Знает область применения UX-исследований
  • Умеет формулировать задачи для UX-исследований
  • Знает основные методы UX-исследований
  • Знает метод синтетического контроля
  • Знает метод разность разностей
  • Знает метод разрывной регрессии
  • Знает основные подходы к детекции психологических состояний и характеристик с помощью машинного обучения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные характеристики научного подхода. Современные научные исследования в социальных науках. Постановка исследовательского вопроса. Примеры исследовательских вопросов.
  • Сбор реактивных и нереактивных данных для социальных исследований
  • UX-исследования
  • Каузальный анализ
  • Вычислительная психология
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Финальный проект
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Домашнее задание + 0.05 * Посещаемость + 0.05 * Посещаемость + 0.4 * Финальный проект

Авторы

  • Седашов Евгений Александрович