Бакалавриат
2025/2026




Профессиональное самопознание психолога-консультанта
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на развитие проактивной, авторской позиции личности и формирование компетенций, необходимых для рефлексивного и ответственного взаимодействия в образовательной среде. В рамках курса студенты осваивают компетенции ответственного взаимодействия и совместного решения задач, что способствует созданию полнофункционирующего образовательного сообщества, выступающего моделью социума. Особое внимание уделяется становлению субъектной позиции обучающегося, развитию способности к самоорганизации, эмпатии и этическому осмыслению социальных взаимодействий.
Для успешного освоения от студентов требуется наличие базовых рефлексивных навыков – способности к самоанализу, осознанию собственных действий, установок и поведенческих паттернов.
Дисциплина имеет интегративный характер, сочетая элементы психологии, философии и педагогики, и направлена на личностное, социальное и профессиональное развитие обучающихся.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов личной ответственности за удовлетворенность от обучения как пример ответственного отношения в работе психолога-консультанта.
- Понимание сущности работы психолога-консультанта и роли самопознания и рефлексии в этой работе, а также осознания значимости профессии психолога-консультанта и ее роли в современном обществе.
- Выработка у студентов базовых навыков профессионального самопознания и открытости собственному опыту, проактивности как умения работать с собой и над собой ради других; развитие способности действовать в ситуациях неопределенности и справляться с конфликтами.
Планируемые результаты обучения
- Студент осваивает и применяет компетенцию "Постановка реалистичных целей"
- Студент осваивает и применяет компетенцию "Принятие личной ответственности за происходящее"
- Студент осваивает и применяет компетенцию "Принятие личной ответственности за собственную удовлетворенность"
- Студент осваивает и применяет компетенцию "Толерантность к неопределенности"
- Студент осваивает и применяет компетенцию "Умение видеть и встраиваться в иерархию"
- Студент осваивает и применяет компетенцию "Профессиональная рефлексия"
- Студент осваивает и применяет компетенцию "Открытость собственному опыту"
- Студент осваивает и применяет компетенцию "Субъектность во взаимодействии"
- Студент осваивает и применяет компетенцию "Проактивное следование"
- Студент осваивает и применяет компетенцию "Креативность"
- Студент осваивает и применяет компетенцию "Способность к эксперименту"
Элементы контроля
- ЭкзаменЭкзамен: представление итогов работы над групповым проектом Выполняется студентами в командах в рамках учебных подгрупп в течение 3-го учебного модуля. Проект нацелен на отработку изученных компетенций и их применение в условиях реального взаимодействия. Обязательное условие для реализации проекта — связанность с существующей инфраструктурой Департамента и участие ассистентов-кураторов в осуществлении проекта. По результатам проекта оформляется отчет, достигнутые результаты представляются на итоговом занятии в виде живой презентации. Представление проекта должно включать применение изученных компетенций.
- Рефлексивные эссеРефлексивные эссе: В 1 и 2 модулях рефлексивное эссе выполняется по результатам участия в каждом занятии; В 3 модуле рефлексивное эссе выполняется по результатам участия в занятии и групповой проектной работе.
- ПосещениеПосещение учитывается и на лекционных, и на семинарских занятиях.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0,4*экзамен + 0,3 рефлексивные эссе + 0,3*посещение
- 2025/2026 3rd module0.3 * Посещение + 0.3 * Рефлексивные эссе + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бытие и сознание. Человек и мир, Рубинштейн, С. Л., 2003
- Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
- О человеке, его свободе и духовности : Избранные труды, Бердяев, Н.А., 1999
- Основы общей психологии, Рубинштейн С.Л., 2001
- Педагогическая поэма, Макаренко А.С., 1988
- Становление личности : взгляд на психотерапию, Роджерс, К. Р., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Беседы о мышлении, Мамардашвили, М. К., 2015
- Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в психологической практике : пер. с англ., Роджерс, К. Р., 2015
- Лекции о воспитании детей, Макаренко, А. С., 1953
- О назначении человека. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого, Бердяев, Н.А., 1993
- О рабстве и свободе человека, Бердяев, Н. А., 2010
- Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
- Психология телесности между душой и телом, Зинченко В.П., 2005
- Символ и сознание : (метафиз. рассуждения о сознании, символике и языке), Мамардашвили, М. К., 2009