• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Отраслевой бизнес-анализ

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Отраслевой бизнес-анализ» относится к базовой части дисциплин направления стратегического и инвестиционного менеджмента. Программа формирует у студентов системное понимание отраслевых особенностей бизнеса, их роли в экономике и на финансовых рынках, а также инструменты анализа инвестиционной привлекательности отраслей и компаний. Особое внимание уделяется особенностям отраслевых бизнес-моделей, производственным цепочкам, факторам маржинальности и конкурентной среды. Важной частью курса является освоение методов количественной и качественной оценки отраслей, включая модель пяти сил Портера, анализ жизненного цикла отрасли, конкурентного ландшафта и др. Курс носит прикладной характер и предусматривает работу с кейсами, отраслевой статистикой и актуальными бизнес-примерами, что позволяет студентам развить компетенции интерпретации отраслевой динамики с точки зрения инвесторов, менеджеров и аналитиков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание структуры отраслей и их классификаций (официальных статистических и инвестиционных)
  • Развить навыки анализа бизнес-моделей отраслей и их цепочек создания стоимости
  • Освоить методы интерпретации специфических отраслевых показателей и ключевых факторов успеха компаний в конкретных отраслях
  • Научиться применять методы стратегического и инвестиционного анализа для оценки отраслей и компаний
  • Сформировать умение выявлять ключевые тренды (цифровизация, ESG, глобализация/регионализация и др.) и их влияние на отраслевую динамику
  • Научиться принимать решения о диверсификации, инвестициях и развитии компаний на основе отраслевого анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Проводить анализ отраслевых бизнес-моделей и производственных цепочек, выявлять источники создания добавленной стоимости;
  • Применять классификации отраслей (ОКВЭД/ISIC, GICS, ICB и др.) и использовать их в анализе стратегических и инвестиционных решений
  • Интерпретировать отраслевые показатели и делать выводы о состоянии и перспективах отрасли
  • Использовать инструменты анализа отрасли: PESTEL, модель пяти сил Портера, конкурентные карты, анализ жизненного цикла отрасли и др.
  • Оценивать инвестиционную привлекательность отраслей и компаний с помощью мультипликаторов (P/E, EV/EBITDA, P/BV и др.), методов DCF, NAV, Embedded Value и др.
  • Формировать сценарии развития отраслей с учётом макроэкономических, политических, технологических и ESG-факторов
  • Разрабатывать собственные аналитические выводы и рекомендации для бизнеса и инвесторов на основе кросс-отраслевых трендов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Отраслевые классификации и отраслевые бизнес-модели: систематизация подходов к анализу
  • Тема 2. Финансово-экономическая оценка и формирование инвестиционных рекомендаций и стратегий в отраслевой перспективе для акционеров
  • Тема 3. Индустрия TMT (Technology, Media, Telecommunications).
  • Тема 4. Финансово-банковский сектор (FIG)
  • Тема 5. Горнодобывающая и металлургическая промышленность (Metals & Mining)
  • Тема 6. Потребительский сектор (Consumer & Retail).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Проверяет планируемые результаты обучения: – Проводить отраслевой анализ и интерпретировать ключевые показатели для оценки состояния и перспектив отрасли. – Системно описывать бизнес-модели отраслей и компаний, а также обосновывать их стратегические и инвестиционные перспективы во взаимосвязи с макроэкономическими и рыночными факторами. – Строить карты цепочек создания стоимости в отрасли и выявлять ключевые точки формирования добавленной стоимости и маржинальности. – Понимать особенности отраслевых циклов (циклические, антициклические отрасли) и их связь с макроэкономическими процессами. – Уметь формулировать аналитические выводы и инвестиционные задачи в условиях неопределённости и структурных сдвигов на рынках. – Знать основные инструменты отраслевого анализа: PESTEL, модель пяти сил Портера, анализ жизненного цикла отрасли, конкурентные карты. – Системно анализировать позиции компаний внутри отрасли, проводить бенчмаркинг и сопоставление стратегий лидеров. – Проводить оценку инвестиционной привлекательности отраслей и компаний на основе мультипликаторов (P/E, EV/EBITDA, P/BV и др.) и методов (DCF, NAV, Embedded Value). – Проводить отраслевой сценарный анализ, оценивать влияние ESG-факторов, цифровизации и глобализационных трендов на бизнес. – Уметь формировать целостное видение отраслевых перспектив и связывать его с инвестиционными стратегиями и стратегическими вызовами. – Детально составлять аналитические обзоры и рекомендации в формате отраслевого отчёта. – Обосновывать позиционирование компаний в отрасли относительно конкурентов и разрабатывать рекомендации по повышению инвестиционной и стратегической ценности бизнеса.
  • блокирующий Разработка и защита командного проекта
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Максимальный балл - 10. Оценка по данному элементу рассчитывается как доля занятий, на которых студент присутствовал, умноженное на 10.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Разработка и защита командного проекта + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Besanko, D. (2016). Economics of Strategy (Vol. 7th edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1639494
  • Competitive strategy : techniques for analyzing industries and competitors, Porter, M. E., 1980
  • Corporate Finance: Theory and Practice / Pierre Vernimmen, Pascal Quiry, Maurizio Dal-locchio, Yann Le Fur, Antonio Salvi. – 5th ed. – Chichester: John Wiley & Sons Ltd, 2018. – 1010 p.
  • Fridson, M. S., Alvarez, F., & FinancePro. (2011). Financial Statement Analysis : A Practitioner’s Guide (Vol. 4th ed). Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=517757
  • Gereffi,Gary. (2019). Global Value Chains and Development. Cambridge University Press.
  • Rosenbaum, J., & Pearl, J. (2013). Investment Banking : Valuation, Leveraged Buyouts, and Mergers and Acquisitions (Vol. 2nd ed). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=981384
  • Аналитическая фабрика : как настроить финансовую аналитику под задачи бизнеса, Волнин, В., 2024
  • Розанова, Н. М.  Теория отраслевых рынков: продвинутый уровень : учебник для вузов / Н. М. Розанова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 407 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16056-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537472 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Розанова, Н. М.  Теория отраслевых рынков. Практикум : учебник для вузов / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 492 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03899-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560043 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Финансовый менеджмент для практиков : полный курс MBA по корпоративным финансам ведущих бизнес-школ мира, Герасименко, А. В., 2023

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Industrial organization : theory and practice, Waldman, D., 2007
  • Introduction to industrial organization, Cabral, L.M.B., 2017
  • The theory of industrial organization, Tirole, J., 1988

Авторы

  • Царьков Игорь Николаевич
  • Волкова Ирина Олеговна
  • Асланян Югик Сергеевна