• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Продуктовые исследования

Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 108

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой интенсивное погружение в современную практику продуктовых исследований, основанных на методологии Human-Centered Design (HCD) и дизайн-мышления. В рамках курса рассматривается полный цикл исследовательской работы в продукте: от выявления неочевидных потребностей пользователей и формирования исследовательских гипотез до проведения качественных и количественных исследований, анализа данных и представления инсайтов командам разработки для принятия продуктовых решений. Особенность курса — его исключительная практико-ориентированность. Все теоретические модули подкрепляются разбором реальных кейсов из практики Лаборатории исследовательского опыта Альфа-Банка. Студенты узнают, как исследования применяются в условиях высокой неопределенности и быстрого рынка финансовых услуг, научатся работать с профессиональным инструментарием исследователя и овладеют навыками презентации результатов бизнес-заказчику. Курс подготовлен и читается экспертами из Alfa Research Center Альфа-Банка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов системного понимания и практических компетенций для проведения полного цикла продуктовых исследований на основе методологии Human-Centered Design (HCD) и дизайн-мышления. Курс направлен на освоение инструментов генерации и валидации гипотез (HADI-циклы), планирования исследований (качественных и количественных), анализа данных с помощью ключевых фреймворков (CJM, EJM, Persona, Service Blueprint, Gap Map, Value Proposition Canvas) и синтеза решений (HMW, методы генерации идей). Логика курса построена вокруг выполнения сквозного проекта, имитирующего работу исследователя в продуктовой команде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь проводить desk research, включая конкурентный анализ и анализ (трендвотчинг) для первичного погружения в проблемную область.
  • Уметь составлять карту стейкхолдеров, дизайна исследования и дорожную карту (road map) исследовательского проекта.
  • Уметь формулировать качественные и количественные гипотезы в формате HADI-циклов.
  • Уметь выбирать и планировать применение качественных и количественных методов, адекватных для проверки поставленных гипотез и ответа на исследовательские вопросы.
  • Владеть техникой проведения глубинного интервью: составлять гайд, применять методы активного слушания и нейтральной модерации.
  • Уметь проводить анализ и синтез данных с использованием ключевых продуктовых фреймворков: Employee Journey Map (ЕJM), Персона модель пользователя, Gap Map, Value Proposition Canvas.
  • Владеть инструментом «How Might We» (HMW) для конвертации находок исследования в продуктовые идеи и решения.
  • Уметь представлять результаты исследования стейкхолдерам, обосновывая выводы и предлагая дальнейшие шаги для развития продукта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • От идеи к исследованию
  • Генерация идей и прототипирование
  • Исследование и продуктовый анализ
  • Разработка MVP и тестирование
  • Подготовка проекта и презентация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние работы
    Набор практических мини-заданий по итогам тем; итоговый балл — среднее арифметическое всех ДЗ.
  • неблокирующий Определение проблемы
    Четкая формулировка ключевой проблемы выбранной аудитории с указанием контекста, границ и признаков успешного решения, подтвержденная данными и наблюдениями.
  • неблокирующий Анализ гипотез
    Систематизированный список ключевых предположений о продукте и пользователях, оценка влияния и рисков, порядок и способы проверки, ожидаемые сигналы и пороги успешности.
  • неблокирующий Описание Project Vision
    Краткое видение продукта: цель, для кого делаем, какую ценность даём, основные сценарии использования, ограничения и риски, ориентиры по результатам и ключевым показателям.
  • неблокирующий Концепция MVP
    Определение минимального объёма продукта, достаточного для проверки ключевой ценности: что включаем и что исключаем, для кого это делаем, ожидаемый результат и способ проверки.
  • неблокирующий Итоговая защита
    Презентация исследовательской работы и валидированной концепции MVP с данными и рекомендациями.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.3 * Анализ гипотез + 0.3 * Домашние работы + 0.2 * Описание Project Vision + 0.2 * Определение проблемы
  • 2025/2026 4th module
    0.3 * Домашние работы + 0.4 * Итоговая защита + 0.3 * Концепция MVP
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 21514 - Дизайн-мышление в бизнесе: От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей (краткое изложение) - Т. Браун - Альпина.Академия - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21514 - Alpina
  • 21532 - Спринт: Как разработать и протестировать новый продукт всего за пять дней - А. Пахомов; Б.Ковитц; Д.Зерацки; Д.Кнапп - Альпина Паблишер - 9785961437683 - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/21532 - Alpina
  • 33473 - Сервис-дизайн на практике: Проектирование лучшего клиентского опыта - А.Лоуренс; М.Стикдорн; М.Хормес; Я.Шнайдер - Альпина Паблишер - 9785961489279 - 2023 - https://hse.alpinadigital.ru/book/33473 - Alpina
  • Ries, E. (2011). The Lean Startup : How Today’s Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. New York: Currency. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=733896
  • Джим Калбах - Путь клиента - 9785001699347 - МИФ - 2021 - https://hse.miflib.ru/#/book/27383 - 27383
  • Дизайн-мышление для инноваций. Компетенции будущего при разработке продуктов и услуг. - 978-5-4461-2394-0 - Лидтка Джин, Холд Карен, Элдридж Джессика - 2024 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/393772 - 393772 - iBOOKS
  • Дизайн-мышление для роста бизнеса: проектирование и масштабирование бизнес-моделей и экосистем. - 978-5-4461-2378-0 - Леврик Михаэль - 2023 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/391737 - 391737 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 17546 - Шесть шляп мышления (краткое изложение) - Э. де Боно - КнигиКратко - 9785961400268kk - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/17546 - Alpina
  • 17858 - Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут? - И. Волков; Р.Фитцпатрик - Альпина Паблишер - 9785961409222 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17858 - Alpina

Авторы

  • Яковлева Илона Александровна
  • Меликян Алиса Валерьевна