Магистратура
2025/2026





Продуктовые исследования
Статус:
Курс обязательный (Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте)
Где читается:
Факультет компьютерных наук
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Никонова Ксения Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
108
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс представляет собой интенсивное погружение в современную практику продуктовых исследований, основанных на методологии Human-Centered Design (HCD) и дизайн-мышления. В рамках курса рассматривается полный цикл исследовательской работы в продукте: от выявления неочевидных потребностей пользователей и формирования исследовательских гипотез до проведения качественных и количественных исследований, анализа данных и представления инсайтов командам разработки для принятия продуктовых решений.
Особенность курса — его исключительная практико-ориентированность. Все теоретические модули подкрепляются разбором реальных кейсов из практики Лаборатории исследовательского опыта Альфа-Банка. Студенты узнают, как исследования применяются в условиях высокой неопределенности и быстрого рынка финансовых услуг, научатся работать с профессиональным инструментарием исследователя и овладеют навыками презентации результатов бизнес-заказчику. Курс подготовлен и читается экспертами из Alfa Research Center Альфа-Банка.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов системного понимания и практических компетенций для проведения полного цикла продуктовых исследований на основе методологии Human-Centered Design (HCD) и дизайн-мышления. Курс направлен на освоение инструментов генерации и валидации гипотез (HADI-циклы), планирования исследований (качественных и количественных), анализа данных с помощью ключевых фреймворков (CJM, EJM, Persona, Service Blueprint, Gap Map, Value Proposition Canvas) и синтеза решений (HMW, методы генерации идей). Логика курса построена вокруг выполнения сквозного проекта, имитирующего работу исследователя в продуктовой команде.
Планируемые результаты обучения
- Уметь проводить desk research, включая конкурентный анализ и анализ (трендвотчинг) для первичного погружения в проблемную область.
- Уметь составлять карту стейкхолдеров, дизайна исследования и дорожную карту (road map) исследовательского проекта.
- Уметь формулировать качественные и количественные гипотезы в формате HADI-циклов.
- Уметь выбирать и планировать применение качественных и количественных методов, адекватных для проверки поставленных гипотез и ответа на исследовательские вопросы.
- Владеть техникой проведения глубинного интервью: составлять гайд, применять методы активного слушания и нейтральной модерации.
- Уметь проводить анализ и синтез данных с использованием ключевых продуктовых фреймворков: Employee Journey Map (ЕJM), Персона модель пользователя, Gap Map, Value Proposition Canvas.
- Владеть инструментом «How Might We» (HMW) для конвертации находок исследования в продуктовые идеи и решения.
- Уметь представлять результаты исследования стейкхолдерам, обосновывая выводы и предлагая дальнейшие шаги для развития продукта.
Содержание учебной дисциплины
- От идеи к исследованию
- Генерация идей и прототипирование
- Исследование и продуктовый анализ
- Разработка MVP и тестирование
- Подготовка проекта и презентация
Элементы контроля
- Домашние работыНабор практических мини-заданий по итогам тем; итоговый балл — среднее арифметическое всех ДЗ.
- Определение проблемыЧеткая формулировка ключевой проблемы выбранной аудитории с указанием контекста, границ и признаков успешного решения, подтвержденная данными и наблюдениями.
- Анализ гипотезСистематизированный список ключевых предположений о продукте и пользователях, оценка влияния и рисков, порядок и способы проверки, ожидаемые сигналы и пороги успешности.
- Описание Project VisionКраткое видение продукта: цель, для кого делаем, какую ценность даём, основные сценарии использования, ограничения и риски, ориентиры по результатам и ключевым показателям.
- Концепция MVPОпределение минимального объёма продукта, достаточного для проверки ключевой ценности: что включаем и что исключаем, для кого это делаем, ожидаемый результат и способ проверки.
- Итоговая защитаПрезентация исследовательской работы и валидированной концепции MVP с данными и рекомендациями.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.3 * Анализ гипотез + 0.3 * Домашние работы + 0.2 * Описание Project Vision + 0.2 * Определение проблемы
- 2025/2026 4th module0.3 * Домашние работы + 0.4 * Итоговая защита + 0.3 * Концепция MVP
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 21514 - Дизайн-мышление в бизнесе: От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей (краткое изложение) - Т. Браун - Альпина.Академия - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21514 - Alpina
- 21532 - Спринт: Как разработать и протестировать новый продукт всего за пять дней - А. Пахомов; Б.Ковитц; Д.Зерацки; Д.Кнапп - Альпина Паблишер - 9785961437683 - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/21532 - Alpina
- 33473 - Сервис-дизайн на практике: Проектирование лучшего клиентского опыта - А.Лоуренс; М.Стикдорн; М.Хормес; Я.Шнайдер - Альпина Паблишер - 9785961489279 - 2023 - https://hse.alpinadigital.ru/book/33473 - Alpina
- Ries, E. (2011). The Lean Startup : How Today’s Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. New York: Currency. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=733896
- Джим Калбах - Путь клиента - 9785001699347 - МИФ - 2021 - https://hse.miflib.ru/#/book/27383 - 27383
- Дизайн-мышление для инноваций. Компетенции будущего при разработке продуктов и услуг. - 978-5-4461-2394-0 - Лидтка Джин, Холд Карен, Элдридж Джессика - 2024 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/393772 - 393772 - iBOOKS
- Дизайн-мышление для роста бизнеса: проектирование и масштабирование бизнес-моделей и экосистем. - 978-5-4461-2378-0 - Леврик Михаэль - 2023 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/391737 - 391737 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- 17546 - Шесть шляп мышления (краткое изложение) - Э. де Боно - КнигиКратко - 9785961400268kk - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/17546 - Alpina
- 17858 - Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут? - И. Волков; Р.Фитцпатрик - Альпина Паблишер - 9785961409222 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17858 - Alpina