• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Медиапедагог

Статус: Курс по выбору (Педагогическое образование)
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Медиапедагог» нацелена на подготовку востребованных специалистов для школ, вузов, СПО, способных эффективно управлять внутренними и внешними коммуникациями в образовательных организациях с использованием цифровых технологий. Основной целью обучения является развитие у студентов компетенций, необходимых для создания эффективных учебных сред и медиа продуктов. В рамках обучения студенты смогут: - разрабатывать медиапродукты с опорой на понимание современных инструментов маркетинга в цифровом мире; - проектировать образовательную среду с учетом медиатехнологий; - применять навык работы с цифровыми технологиями (в том числе ИИ), навык работы с большими данными для реализации задач образовательного процесса; - продвигать медиапродукты, включая навыки анализа рынка и целевой аудитории; - управлять брендом образовательной организации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научиться проектировать современную образовательную среду, эффективно использовать цифровые технологии и большие данные, создавать и продвигать медиапродукты, укрепляющие репутацию образовательных организаций, а также формировать коммуникативную культуру, обеспечивающую качественную внутреннюю и внешнюю коммуникацию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • составляет правильные и содержательные запросы (промпт) для чат-ботов
  • интегрирует социальные сети и мессенджеры в образовательный процесс
  • применяет метод анализа потребностей учащихся разных возрастов для выбора мультимедийных форматов обучения
  • создает комплекс упражнений для развития концентрации, памяти и внимательности у учащихся
  • применяет технологии больших данных для анализа, мониторинга и прогнозирования образовательных процессов
  • создает стратегию продвижения для образовательной организации
  • разрабатывает образовательный медиапродукт различного формата для образовательной организации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы медиапедагогики и современные инструменты цифрового мира
  • Проектирование образовательной среды с учетом медиатехнологий
  • Применение цифровых технологий и больших данных в образовании
  • Продвижение медиапродуктов и управление брендами образовательных организаций. Внешние и внутренние коммуникации.
  • Практикум по разработке медиапродукта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Защита разработанного образовательного продукта
    Защита разработанного образовательного продукта по критериям
  • неблокирующий Активность на занятии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Активность на занятии + 0.7 * Защита разработанного образовательного продукта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 33831 - Когнитивные искажения - - - Альпина.Принт - 2023 - https://hse.alpinadigital.ru/document/33831 - Alpina
  • 37576 - Энциклопедия логических ошибок: Заблуждения, манипуляции, когнитивные искажения и другие враги здравого смысла - И.Толстоевский - Альпина Паблишер - 9785006301450 - 2025 - https://hse.alpinadigital.ru/book/37576 - Alpina
  • PR в образовании. N.1, , 2010
  • Аржанова, К. А., Создание презентационного лендинга для цифрового продукта : учебное пособие / К. А. Аржанова, Л. Г. Ахмаева, А. И. Еремеева. — Москва : Русайнс, 2025. — 207 с. — ISBN 978-5-466-09777-1. — URL: https://book.ru/book/959126 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, диагностика : учебно-методическое пособие / составители И. В. Непрокина [и др.]. — Тольятти : ТГУ, 2020. — 75 с. — ISBN 978-5-8259-1533-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/167146 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Белякова, Е. Г.  Психолого-педагогический мониторинг : учебник для вузов / Е. Г. Белякова, Т. А. Строкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17102-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561647 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Быстрый старт : проверенная методика запуска стартапа, Кавасаки, Г., 2025
  • Васильев, А. Д. Манипуляции словами: управление сознанием : учебное пособие / А. Д. Васильев. — Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2024. — 256 с. — ISBN 978-5-00102-702-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/441497 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Везиров, Т. Г. Цифровая образовательная среда : учебно-методическое пособие / Т. Г. Везиров, Ф. А. Идрисова, З. А. Ханкарова. — Махачкала : ДГПУ, 2023. — 102 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/330029 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Голубкова, Е. Н.  Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04357-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560298 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Готовность педагога к использованию мультимедиа как средства повышения эффективности обучения (из опыта работы) : учебно-методическое пособие / Е. В. Спирина, Е. А. Рукавишникова, Е. В. Арушанян [и др.]. — Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2023. — 41 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/444347 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гудилина, С. И. Медиаобразовательная среда : учебное пособие / С. И. Гудилина. — Москва : МПГУ, 2022. — 88 с. — ISBN 978-5-4263-1105-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/339020 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гусева, Л. И. Задания, тесты для контроля за текущей успеваемостью и самостоятельной работой по дисциплине «Комплексный экономический анализ» : учебное пособие / Л. И. Гусева. — Воронеж : ВГУ, 2017. — 40 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154901 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Густяхина, В. П. Медиаобразование : учебное пособие / В. П. Густяхина. — Новокузнецк : КГПИ КемГУ, 2017. — 116 с. — ISBN 978-5-8353-1979-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169575 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Дизайн впечатлений : инструменты и шаблоны создания у клиента положительных эмоций от взаимодействия с компанией и продуктом, Россман, Р., 2024
  • Домнин, В. Н.  Брендинг : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Домнин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 384 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-21085-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/580184 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Дрозд, К. В.  Проектирование образовательной среды : учебник для вузов / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 421 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16232-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564672 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Дускаева, Л. Р. Грамматика речевых действий по медиалингвистике (серия "Язык в координатах массмедиа") : монография / Л. Р. Дускаева, В. И. Коньков, Т. Ю. Редькина. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 152 с. — ISBN 978-5-9765-4396-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/181840 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Живи и пиши : ни дня без контента, , 2023
  • Жук, Ю. А. Информационные технологии: мультимедиа : учебное пособие для вузов / Ю. А. Жук. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-6683-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151663 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Искусственный интеллект в образовании : перспективы и проблемы для преподавания и обучения, Холмс, У., 2022
  • Искусство монтажа : путь фильма от первого кадра до кинотеатра, Мерч, У., 2023
  • Когновицкий, О. С. Интернет-технологии и мультимедиа : методические указания / О. С. Когновицкий, Е. М. Доронин. — Санкт-Петербург : СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2012. — 11 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/181486 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Код креативности : как искусственный интеллект учится писать, рисовать и думать, Сотой, М. дю, 2020
  • Козлов А.В., Мрочко Л.В., Жук А.А., Спиридонова Г.В. - Продвижение брендов в цифровой среде. Учебное пособие - 978-5-392-38992-6 - Проспект - 2023 - http://ebs.prospekt.org/book/47206 - 47206 - PROSPECT
  • Контент-маркетинг и лингвистические особенности создания текста : учеб. пособие, , 2024
  • Крамаров С.О., Гребенюк Е.В., Даниелян С.С. и др. - Искусственный интеллект в образовании: возможности, методы и рекомендации для педагогов - 978-5-369-01968-9 - РИОР - 2025 - https://znanium.ru/catalog/product/2173231 - 2173231 - ZNANIUM
  • Львова, А. С.  Педагогические коммуникации: устное деловое общение педагога : учебное пособие для вузов / А. С. Львова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 185 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10578-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541703 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Маркетинг в социальных медиа : просто о главном, Фоллс, Дж., 2013
  • Мартишина, Н. В., Цифровая образовательная среда: возможности развития ключевых личностных компетенций человека XXI века : монография / Н. В. Мартишина, Н. В. Гречушкина. — Москва : Русайнс, 2023. — 152 с. — ISBN 978-5-466-04181-1. — URL: https://book.ru/book/951491 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Медиа вирус! : как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание, Рашкофф, Д., 2003
  • Менеджмент цифрового продукта : от идеи до идеала, Шуваев, Я. А., 2024
  • Москвин, В. П.  Речевое воздействие и речевые манипуляции : учебник для вузов / В. П. Москвин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20970-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559073 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Музыкант, В. Л.  Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг : учебник и практикум для вузов / В. Л. Музыкант. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 475 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14309-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561316 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Муфтахова А.Н. - Метод кейс-стади при организации образовательного процесса ( на примере социологического анализа цифрового контента) - НИЦ ИНФРА-М - 2025 - https://znanium.ru/catalog/product/2184300 - 2184300 - ZNANIUM
  • Нарративные принципы мотивирующего контента и сторителлинга в медиасреде (на примере визуальных м... : автореф. дис. ... канд. филолог. наук : 5.9.9., Павлов, Д. Н., 2024
  • Персональный брендинг : учебное пособие / составители Л. А. Поликарпова, Н. В. Дмитриева. — учебное пособие. — Кемерово : КемГУ, 2023. — 94 с. — ISBN 978-5-8353-3052-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/392201 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Потряси клиента : дизайн-мышление для создания продуктов, вдохновленных реальными людьми, Волощук, П. В., 2024
  • Путь клиента : создаем ценность продуктов и услуг через карты путей, блупринты и другие инструменты визуализации, Калбах, Дж., 2024
  • Рыжиков, С. Н., Продвижение товаров и услуг+ Приложение : учебник / С. Н. Рыжиков. — Москва : КноРус, 2025. — 220 с. — ISBN 978-5-406-13789-5. — URL: https://book.ru/book/955598 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Рындина, С. В. Электронный бизнес: создание, развитие и продвижение цифровых продуктов : учебное пособие / С. В. Рындина. — Пенза : ПГУ, 2019. — 88 с. — ISBN 978-5-907185-85-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/162239 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Текст за текстом : как создавать контент системно, быстро и легко, Рыжкова, Е. В., 2021
  • Тереза Хьюстон - Обратная связь - 9785001951353 - МИФ - 2022 - https://hse.miflib.ru/#/book/28318 - 28318
  • Упакуй и продай : как метод "красной нити" помогает показать уникальность продукта и влюбить в него клиентов, Вебстер, Т., 2024
  • Фотомонтаж, Адес, Д., 2023
  • Чекмарев, А. В. Управление качеством цифровых продуктов и проектами цифровой трансформации : учебник для вузов / А. В. Чекмарев, В. Н. Азаров, Ю. В. Куприянов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2025. — 320 с. — ISBN 978-5-507-53112-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/472640 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Чернатони Л., МакДональд М., Еремин Б.Л. - Брендинг. Как создать мощный бренд - 5-238-80089-5 - ЮНИТИ-ДАНА - 2017 - https://znanium.ru/catalog/product/1039965 - 1039965 - ZNANIUM
  • Чернышева, А. М.  Управление продуктом : учебник и практикум для вузов / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 368 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16619-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560140 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Шпаковский В.О., Егорова Е.С. - PR-дизайн и PR-продвижение - 978-5-9729-1821-8 - Инфра-Инженерия - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2172461 - 2172461 - ZNANIUM
  • Эстетика как код бренда : привлекайте клиентов совершенным бизнес-продуктом, Илли, Р., 2024
  • Юлия Билинкис - Управление продуктом: российская практика - 978-5-00214-940-7 - МИФ - 2025 - https://hse.miflib.ru/book/31881/ - 31881

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аржанова, К. А., Продвижение брендов: аналитика, решения, кейсы : монография / К. А. Аржанова, А. И. Еремеева. — Москва : Русайнс, 2022. — 219 с. — ISBN 978-5-466-01493-8. — URL: https://book.ru/book/945901 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Диков, А. В. Социальные медиасервисы в образовании / А. В. Диков. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 204 с. — ISBN 978-5-507-47004-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/322538 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Жесткова, Н. А. Бренд-коммуникации : учебное пособие / Н. А. Жесткова. — Самара : ПГУТИ, 2021. — 96 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/301232 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Жилавская И.В., Зубрицкая Д.А. - История развития медиаобразования - 978-5-4263-0484-0 - Московский педагогический государственный университет - 2017 - https://znanium.ru/catalog/product/1316694 - 1316694 - ZNANIUM
  • Искусство мультимедиа : мультимедиа и техника, Сошников, В. Д., 2010
  • Как делать хорошие игры : от идеи до запуска, Прохоренко, П. А., 2024
  • Мажайцев, Е. А. Мультимедиатехнологии: практикум : учебное пособие / Е. А. Мажайцев, Т. В. Логунова, Л. В. Щербакова. — Санкт-Петербург : БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова, 2023. — 68 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/493298 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Музыкант В. Л. - Брендинг. Управление брендом - 978-5-369-01934-4 - РИОР - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2008766 - 2008766 - ZNANIUM
  • Нестерова, Е. И. Функциональность средств мультимедиа : учебное пособие / Е. И. Нестерова. — Санкт-Петербург : СПбГИКиТ, 2022. — 106 с. — ISBN 978-5-94760-531-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/415829 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Продюсирование. Кино, телевидение и видеопроекты в Интернете : учебное пособие, Эль-Бакри, Т. В., 2024
  • Профессия режиссер монтажа; мастер-классы; интервью с монтажерами фильмов и сериалов, Халлфиш, С., 2023
  • Синяева, И. М.  Реклама, PR, имидж : учебник для среднего профессионального образования / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, Д. А. Жильцов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 263 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-20256-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557864 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Федькова, Н. А. Оптимизация и продвижение сайтов : учебно-методическое пособие / Н. А. Федькова , составитель Н. А. Федькова. — Брянск : Брянский ГАУ, 2022. — 12 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/304949 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Харланова Ю.В. - Медиапсихология - 978-5-16-019720-3 - НИЦ ИНФРА-М - 2025 - https://znanium.ru/catalog/product/2134353 - 2134353 - ZNANIUM
  • Экранный медиатекст в современной цифровой среде : монография / Ю. И. Долгова, Л. А. Круглова, Г. Г. Щепилова [и др.] ; под ред. Г. В. Перипечиной, Л. Ю. Мальковой. — Москва : Русайнс, 2025. — 192 с. — ISBN 978-5-466-08703-1. — URL: https://book.ru/book/957580 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.

Авторы

  • Бирюкова Екатерина Анатольевна