Магистратура
2025/2026





Технологии работы с будущим
Статус:
Курс обязательный (Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании)
Кто читает:
Школа инноватики и предпринимательства
Где читается:
Школа инноватики и предпринимательства
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Слушатели курса познакомятся с современными подходами к формированию образов будущего в условиях высокой неопределённости и быстро меняющихся глобальных трендов. В рамках курса рассматриваются методы форсайта, в том числе анализируются социально-экономические, технологические и экологические тренды. Особое внимание уделяется практическим навыкам идентификации сигналов изменений, построению сигнальных карт и разработке сценариев с использованием современных методик. Курс формирует у студентов умения по работе с инструментами исследования будущего и применению полученных знаний для поиска новых возможностей и принятия стратегических решений.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов системное понимание современных методов и подходов к анализу будущего в условиях высокой неопределённости и динамичных изменений. Обучающиеся освоят теоретические основы и практические инструменты работы с будущим, включая анализ глобальных трендов, построение сценариев, а также выявление современных технологий для реализации перспективных возможностей в быстро меняющемся мире.
Планируемые результаты обучения
- Понимание методологических подходов к форсайт-исследованиям.
- Навыки применения инструментов для построения образов будущего в условиях неопределенности.
- Сформированные компетенции по анализу критических и сквозных технологий, а также технологий, способствующих реализации возможностей будущего.
- Навыки проектной деятельности, направленной на работу с будущим с использованием таких инструментов как анализ трендов и технологий, построение сценариев, идентификация сигналов и т.д.
- Навыки практического мониторинга трендов, формирования сценариев и выявления возможностей будущего.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Будущее и работа с будущим: ключевые категории
- Тема 2. Тренды как характеристики будущего: типология и инструменты
- Тема 3. Образы будущего: инструменты и сценарии
- Тема 4. Идентификация трендов на основе сигналов: практические инструменты
- Тема 5. Пространство возможностей будущего: от трендов к сценариям
- Тема 6. Выявление будущих возможностей: построение и использование радаров
- Тема 7. Портфели будущих возможностей: от исследования будущего к стратегии
Элементы контроля
- Домашние задания (2 задания в командах по 3-4 человека)Оценивается степень освоения и умения использовать полученные знания. Самостоятельно формируемые команды в 3-4 человека описывают образ будущего, используя рекомендации, изученные в курсе. Результатом является презентация по итогам предварительной работы на семинаре и дальнейшей домашней подготовки.
- Промежуточное тестированиеТестирование организуется как отдельное контрольное мероприятие. Тестирование включает в себя вопросы по темам, изученным до даты проведения теста. Продолжительность, порядок, сроки проведения тестирования согласовываются и утверждаются не позднее чем за 5 дней до даты проведения тестирования. Количество предоставляемых попыток может быть увеличено преподавателями на основе хорошей посещаемости и активности отдельных обучающихся. Тестирование реализуется с использованием компьютеров, а также систем SmartLMS (или StartExam) и Safe Exam Browser. Прохождение теста предполагает обязательную идентификацию личности. Тест не предполагает использование внешней информации и/или устройств, предоставляющих возможность получение внешней информации или передачу информации о тесте во вне. В случаях нарушения правил прохождения теста оценка обучающегося может быть существенно снижена.
- Защита Командного проекта в командах (3-4 человека)Самостоятельно формируемые команды в 3-4 человека выполняют анализ тенденций и выявление возможностей будущего, используя инструменты и методы, изученные в курсе. Компания и отрасль для анализа определяются преподавателями (в виде кейса или в другом формате). Результатами являются письменный отчет (вес в оценке по командному проекту – 80% от оценки за командный проект) и презентация с использованием подготовленных слайдов (вес – 20%). Сроки и технологии предоставления отчета и проведения презентаций определяются преподавателями не позднее чем за 10 дней до сдачи. Даты представления отчета и презентаций будут определяться исходя из расписания, распределения членов команд по группам и обеспечения равнозначных условий. Планируемые даты проведения презентаций – последний семинар. В общем случае нарушение согласованных и утвержденных сроков сдачи хотя бы одного результата приводит к оценке 0 по проекту.
- Экзамен: тест (индивидуальный)Экзамен проводит в виде индивидуального тестирования. Тестовые вопросы и задания покрывают весь изученный материал по дисциплине. Материалы для самостоятельной проверки знаний при подготовке к экзамену представлены в списке основной и дополнительной литературы и иных документов, расположенных в разделе «Экзамен» дисциплины на SmartLMS. Количество, типы и содержание вопросов и заданий определяются преподавателями и доводятся до студентов не позднее 5 дней до проведения экзамена. Тестирование реализуется с использованием компьютеров, а также систем SmartLMS (или StartExam) и Safe Exam Browser. Прохождение экзамена предполагает обязательную идентификацию личности. Экзамен не предполагает использование внешней информации и/или устройств, предоставляющих возможность получение внешней информации или передачу информации об экзамене во вне. В случаях нарушения правил прохождения экзамена оценка обучающегося может быть существенно снижена.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Домашние задания (2 задания в командах по 3-4 человека) + 0.25 * Защита Командного проекта в командах (3-4 человека) + 0.15 * Промежуточное тестирование + 0.4 * Экзамен: тест (индивидуальный)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Thinking out of the box : how to market your company into the future, Yohalem, K.C., 1997
- Процедура разработки форсайта : Первая междунар. науч.- практ. Интернет-конф., Иркутск, февр. 2007 г.: материалы, , 2007
- Титов С.А., Линдер Н.В., Трачук А.В. и др. - Управление цифровой трансформацией бизнеса: концепции, кейсы, методы и инструменты - 978-5-16-018697-9 - НИЦ ИНФРА-М - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2048103 - 2048103 - ZNANIUM
Рекомендуемая дополнительная литература
- Форсайт как инновационный инструмент формирования перспективной конкурентоспособности страны и ре... : Первая всерос. интернет-конф., Иркутск, окт. 2006 г.: материалы, , 2007
- Форсайт как инструмент стратегического управления развитием инновации : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05, Верхотурова, Е. В., 2013